Качества которыми должен обладать политик. Современный политический лидер — какой он? Функции политического лидера

Различные культурные и исторические эпохи, ряд политических, экономических и социальных условий и уровня жизни общества означает наличие лидеров с различными характеристиками характера, достаточными для решения насущных проблем в группе, классе или организации.

Спрос на таких людей в наше время особенно высок, и поэтому предложение растет. За этим следует развитие борьбы за позицию лидера, которая может быть занята и удерживаться только теми, кто обладает определенными управленческими способностями.

Индекс:

В предыдущем уроке мы изучали, как изменить восприятие лидера и характеристики его характера, и он сосредоточил внимание на том, что знание управления феноменом было выброшено из представления, которое должен родиться лидер, полагая, что почти любой человек, который квалифицированных и развитых управленческих качеств.

Важно знать, что разные желания требуют разработки специальных функций: ректора университета и генеральной армии, владельца небольшой компании и директора транснациональных корпораций — всех их лидеров, но набор атрибутов, необходимых для успеха в определенной области и достижения успеха, различен. В то же время существуют общие характеристики характера, без которых невозможно просто стать лидером.

Определение основных характеристик лидера современной литературы

Джон Максвелл, один из самых важных современных авторов, занимающихся вопросами лидерства, а также личное и корпоративное развитие, в книге «21 Обязательный менеджер по качеству» отличает ведущие качества:

первый

Основные лидерские качества: что должно быть правильным лидером

Мужество. Обнаружение силы внутри и принятие первого шага часто намного сложнее, чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия. Оставляя зону комфорта, нужно мужество, потому что невозможно уйти, не вникая в нее. «Путь будет контролироваться событиями».

2. Страсть. Когда человек полностью привержен идее или работе, кажется, что все остальное не существует. Страсть к тому, что вы делаете, является важной особенностью, потому что вы действительно можете добиться успеха только благодаря той работе, которую вы любите.

третий

Компетентность. Способность не только показать свои знания в определенной области словами, но и подтвердить их действиями и, самое главное, с результатами, стоит того.

4. Взгляд в будущее. Люди добровольно следуют за теми, у кого нет краткосрочной идеи, но есть глобальная точка зрения, долгосрочный план реализации плана.

С другой стороны, английский публицист Кирилл Норткот Паркинсон идентифицирует следующие элементы управления, которые каждый может разработать:

  • Воображение. Лидер должен ясно представить, что произойдет из-за его деятельности и того, что будет в конце пути, по которому он пойдет.
  • Знание. Ему нужны были знания, необходимые для выхода на дорогу.
  • Talent. Каждый человек наделен талантом, только вам нужно знать, как это сделать.

    Мартин Роджер, лауреат Нобелевской премии по литературе, сказал: «Талант без проблем — это фейерверк: на мгновение ослеплен, а затем ничего не остается».

  • Определение. Это качество, которое мотивирует человека действовать, заставляет его каждый день добиваться определенного результата.
  • Жесткость. Иногда все должно быть организовано и сделано для того, чтобы другие действовали, поскольку он считает, что лидер нужен.
  • Привлекательность. Одной из главных характеристик ведущего персонажа является способность стать магнитом для людей, чтобы привлечь их к себе, чтобы возглавить последователей.

Развитие лидерства

Само собой разумеется, что программа развития управленческих качеств — задача сложная, но вполне верная.

Установив аналогичную цель, вы должны быть максимально адаптированы к достижению поставленных задач, чтобы четко сосредоточиться на практических шагах.

Цель и настойчивость — важные характеристики лидера.

Первым шагом является четкое понимание того, что невозможно стать лидером в день, неделю, месяц. Из этого следует, что вы должны установить конкретные цели: от краткосрочной (той, в которой вы должны работать в первую очередь) до долгосрочного (как вы видите свою жизнь через несколько лет).

Упражнение 2.1.

Классическое упражнение «Кто я?». Напиши 10 ответов на этот вопрос в списке. Каждый ответ должен начинаться с «I» и должен быть конкретным. Например, это может быть запись «Я студент».

После записи ответов внимательно изучите их. Цель на этом этапе — выяснить, что мешает вам стать лидером. Если в ответах есть версии типа «Я плохой друг» или «Я — молчаливый человек», подумайте о том, как исправить недостатки и начать работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидер отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заголовком «Моя цель» все, что вы хотели бы достичь в результате обучения в лидере.

По вашему мнению, вы можете потерять личные качества или желания для определенной позиции на работе. Будьте критически настроены и не думайте долгое время, тщательно планируйте заранее.

В результате вы получите материал для первоначального анализа и установки, для которого это особенно важно. Поймите, как вы можете стать лучше, развить недостающие функции и начать каждый день работать над обучением лидера внутри вас.

Упражнение 2.3.

Отмечайте свой прогресс. В конце каждого дня убедитесь, что на листе бумаги записано по крайней мере 3 вещи на несколько минут, что вам удалось в то время больше всего. Вы должны сделать это, даже если это был очень плохой день.

Это упражнение научит вас видеть позитив и отмечать его, и не назначать его отрицательным, как и большинство людей. Позитивное мышление является важным элементом личности лидера. Сосредоточьтесь на успешных аспектах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Будьте активны. Это в ваших силах изменить вашу жизнь и изменения.

Другими словами, ответственность за то, что происходит с вами в полном объеме, находится в ваших руках. Неужели она не удовлетворена тем, чем она является сейчас? Начните работать и меняться.

Выйдите из зоны комфорта. Делайте то, что вы еще не делали раньше, но то, о чем вы мечтали.

Научитесь танцевать или готовиться, подниматься — делать то, о чем вы никогда не мечтали. Не ждите подходящего случая или того, кто соглашается присоединиться к вам.

Это научит вас смотреть вещи шире, персонализировать свои идеи и быть независимыми от вашего выбора.

Постоянный личный рост. Продолжайте расти. Будьте заинтересованы в последних достижениях и нововведениях в области вашей работы и смежных областях, углубите свою компетентность. Развивайте творчество и творчество. Это научит вас жить мыслящим и нестандартным действиям.

Станьте лидером в своей жизни. Недостаточно быть главой офиса.

Будьте активны в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми вы играете в футбол или теннис. Получите преимущество во всех областях вашей жизни.

Уверенность в себе. Это вера в собственную силу, а не высокомерие и высокомерие, что является признаком ведущего характера.

Возможность общаться с людьми. Навыки успешного общения имеют большое значение для менеджера.

Мы поговорим о них на одном из следующих уроков.

Вспоминая все вышеизложенное и постоянно совершенствуя индивидуальные черты, вы можете развить их и добиться положительных результатов.

Дополнительный материал для этого урока

Кроме того, обратите внимание, что некоторые тестовые вопросы для этого урока и для руководства по тестированию были основаны на материале в вышеуказанных статьях.

Теперь, когда вы знакомы с характеристиками лидера, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания темы этого урока, вы можете выполнить небольшой тест, который состоит из нескольких вопросов.

В каждом вопросе может быть только один вариант. Когда вы выбираете один из параметров, система автоматически переключается на следующий вопрос. На полученные вами очки влияют правильность ваших ответов и время, затрачиваемое на переход. Имейте в виду, что все вопросы различны, а варианты смешаны.

Статистика Полный экран

← ← 1 Теории управления3 Полезные навыки →

Политическое руководство — концепция высоко оценена. Однако три аспекта являются решающими. Это:
— личностные черты лидеров;
— инструменты для обеспечения власти;
— ситуации, с которыми сталкивается лидер.

Сочетание этих трех аспектов во многом определяет появление политического лидера, эффективность и эффективность его деятельности.Природные особенности : сила личности, воли, индивидуальный магнетизм, решительность, гипноз, тонкая интуиция.

Моральные качества политических лидеров . Платон, Аристотель и Конфуций также говорили о необходимости правителей.

Среди этих качеств были названы благородство, честность, лояльность к общественному долгу, забота о людях, общественное благо и справедливость. Профессиональные характеристики политических лидеров они очень разнообразны: аналитические навыки, способность быстро и точно ориентироваться в окружающей среде, разумно противостоять мнению других, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений.

Это также включает талант для привлечения людей, ораторский талант, чувство юмора, способность убеждать, энтузиазм, способность руководить людьми для себя. Вместе эти способности дают сильную способность к общественной и государственной деятельности.

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом определяют поставленные ими цели и ситуацию, среду (экономическую и политическую), в которой они должны действовать. Ситуация, как правило, является кризисом с целью осуществления программы мер и ее реализации. Основываясь на сказанном, можно определить следующие три функции, выполняемые политическими лидерами, чтобы решить проблемы обеспечения выхода государства из положения.

Аналитическая функция , или функции диагностики.

Качество лидера. Каковы характеристики лидера?

Зв глубокий и всесторонний анализ причин ситуации, изучение всех объективных и субъективных факторов и реальности.
Функция разработки программы действий .

В их исполнении важную роль играют личные качества политического лидера, его решительность, энергия, интеллект, интуиция, мужество и способность брать на себя большую ответственность. Инновационная функция означает, что политический лидер сознательно вводит новые, конструктивные идеи для социальной структуры общества.

Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы социального развития, а политические структуры модернизируются и реорганизуются. Функция связи включает отражение полного спектра потребностей и интересов людей как в политических проявлениях, так и в программах политических лидеров и в практической деятельности.

Политический лидер — своего рода батарея настроений в обществе, показатель жизненных устремлений и желаний людей. В конце концов, главная цель и цель всей политической деятельности лидеров — служить людям, выражать интересы общества в целом и различных социальных групп.

Организационная функция логически следует инновационным и коммуникационным функциям. Речь идет о мобилизации масс в осуществлении политических программ и решений в жизни. Чтобы руководить и организовывать коллективный иск, политический лидер должен обладать управленческими качествами, способностью завоевывать доверие людей, пробуждать его социальную деятельность, вдохновлять и возглавлять, объединяя усилия всех слоев общества.

Организационная функция также включает формирование персонала и консолидацию сторонников реформ. Функция координации является продолжением организационного характера и призвана координировать и координировать действия всех политических реформаторов — институтов и институтов управления и практических исполнительных решений.

Координационная функция включает корреляцию и координацию деятельности всех ветвей власти и энергетических институтов: парламента, судов и исполнительных органов. Интегративная функция призвана сохранить целостность и стабильность общества, гражданский мир и гармонию.

Это обеспечивает выживание политического союза, единство всех политических социальных сил и сплоченность всех его социальных групп. Задача поддержания консенсуса в обществе является ключевой функцией политического лидера.

⇐ previous3456789101112Следующий ⇒

Но среди нас есть много скрытых лидеров, которые влияют на поведение других людей, иногда даже не осознавая этого.

Может быть, вы один из них!

Factrum перечислены десять функций, которые отличают рожденного лидера.

Вы неудобны и всегда готовы слушать чужое мнение

Если вас привлекают люди из-за вашей открытости, вы являетесь лидером.

Если люди часто просят вас советоваться, то ваша позиция стоит в глазах других.

Если вы поможете людям проложить путь, тогда вы являетесь лидером.

Люди рассчитывают на вас

Если люди полагаются на вас, то вы знаете, как сохранить свое слово. Если вы проявляете ответственность каждый день и день, тогда другие доверяют вам, поэтому вы являетесь лидером.

Хороший слушатель, и люди доверяют вам ваши секреты

Способность слушать других людей, которые доверяют вам свои секреты, не опасаясь, что вы можете использовать их против них, — это признак сильного руководства, не говоря уже о том, что это признак достойного человека.

Если вы понимаете, что слушание важнее, чем говорить, и если люди знают, что они могут вам доверять, вы ведете.

Другие следуют их примеру

Самая сильная форма лидерства — это не убеждение или принуждение, а личное дело.

Какими качествами обладает настоящий лидер?

Люди могут сказать, кто много работал. Если этот человек — вы, то, конечно, они следуют за вами — и вы — лидер.

Вы достигаете совершенства

Аристотель также сказал: «Мы то, что мы делаем не один раз. Полнота — это не поступок, а привычка». Когда вы стремитесь достичь совершенства и называть других, вы говорите им, что предпочитаете работать, а не говорить и обещать.

Если вы не ищете оправдания, но вы поддерживаете высокий уровень качества, вы являетесь лидером.

У вас есть положительное отношение

Позитивные, оптимистичные люди делают других счастливее. Позитивный взгляд на мир не означает, что вы закрываете глаза на проблему, но это позволяет вам находить что-то хорошее практически в каждой ситуации и знать, что в конечном итоге они все приспособится. Если вы по своей сути вдохновлены убирающимися оптимистами и мотивацией других людей, то вы лидер.

С уважением относиться к людям

Знание может дать вам силу, интеллект может дать вам преимущество, но, обращаясь к другим с уважением, вы всегда будете уважать взамен.

Если вы ищете хороший сайт в каждом и уважаете их так, как они есть, люди очень ценятся, и вы ведете.

Искренне заботился о других

Если вы разделяете экологические знания, дайте им шанс добиться успеха; Если вы обратите внимание на их благополучие и сделаете все, чтобы помочь им достичь своих вершин, вы являетесь лидером.

Вы уверены в себе и энтузиазма

Большинство людей разговаривают друг с другом, чтобы понять, как себя вести.

Если вы хотите быть уверенными, что двигаетесь к своей цели и не препятствуете препятствиям на пути. Если работать в правильном направлении, и предвидеть результат, вы руководите.

Вы считали себя нормальным человеком?

Переоценить в соответствии с вышеизложенным. Возможно, вы всегда были лидером, не узнавая об этом!

Вам нравится этот пост? Поддержка Factum, нажмите:

MixStuff 06/10/2016

Человек, ведущий за собой…

Требования к вожатому и к его профессиональной деятельности были всегда высоки, разнообразны. И это справедливо, ибо личность вожатого – уникальное педагогическое средство, «инструмент прикосновения к личности воспитанника».

Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива

  • Активность – умение действовать целеустремленно, энергично, напористо.
  • Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
  • Организованность – способность планировать и конструировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
  • Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность взаимодействовать с людьми.
  • Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
  • Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  • Самообладание – способность контролировать свои чувства, действия и поведение в сложных ситуациях.
  • Наблюдательность –умение видеть малозаметные, но значимые детали.
  • Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать инициативу и ответственность на себя.

Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам

  • Позитивное представление о себе и способность реализовать свой потенциал.
  • Вера в то, что вы можете оказать положительное влияние на жизнь детей.
  • Способность плодотворно работать в непосредственном контакте с другими людьми.
  • Способность принимать на себя ответственность и мотивировать других людей.
  • Способность взаимодействовать с детьми различных возрастов и интересов.
  • Уважительное отношение ко всем расам, культурам, религиям.
  • Способность энергично браться за дело, идти вперед, преодолевая трудности.
  • Креативность мышления.
  • Понимание того, что из каждой ситуация можно извлечь урок.
  • Готовность быть контролируемым близкими по возрасту коллегами.
  • Готовность обходиться без домашнего комфорта и уюта и работать при недостатке сна.
  • Способность хорошо себя чувствовать в условиях недостатка уединения.
  • Способность не выносить личную жизнь на показ.

Саморефлексия вожатого

Лето при всей своей значимости в жизни отдельного ребенка и вашей вожатской жизни – это всего лишь короткий, быстротечный промежуток времени.

У вас не будет возможности не спеша наблюдать за всем, вы будете постоянно в суматохе событий. В этой «суете сует» есть опасность не успеть понаблюдать, поразмыслить, запомнить, «остановить мгновение» для осмысления происходящего.

Чтобы не вернуться из лагеря с ощущением безрадостной усталости от непонимания того, что делал, почему делал, для чего делал, вам еще до начала работы нужно поразмыслить:

  • о мотивах вашей деятельности в качестве отрядного вожатого;
  • о трудностях в работе вожатого;
  • о том, что такое детский отдых в условиях лагеря;
  • о детях в ситуации летнего отдыха, об их ожиданиях, интересах;
  • об индивидуальных проявлениях возрастных особенностей, детей в ситуации организованного летнего отдыха;
  • о собственных педагогических возможностях в изменении жизни детей к лучшему;
  • о собственной педагогической компетентности (педагогические и психологические знания, умения и навыки);
  • о ваших, личностных качествах и их влияние на успешность вожатской работы;
  • о ценностях, которые должны освоить дети, используя уникальность ситуации предстоящего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря;
  • о продуктивных отношениях с администрацией и коллегами и способах установления таких отношений;
  • о ваших опасениях (возможно, страхи) в связи с предстоящей деятельностью.

По окончании смены проанализируйте, насколько совпали ваши ожидания от собственной работы в качестве вожатого и действительность.

Выявите динамику личностных изменений.

Успех вожатого зависит от того, насколько хорошо он может анализировать и оценивать свою работу, происходящие события; умеет ли он учиться на ошибках и извлекать пользу из промахов.

Качества лидера. Какими качествами обладает лидер?

Анализируя прожитый день (или проведенное дело) , найдите ответы на следующие вопросы:

  • что мне удалось и не удалось сегодня и почему?
  • что отняло у меня слишком много времени?
  • что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев» занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай:

  • мизинец (М — «мысль»): какие знания, опыт я сегодня приобрел?
  • безымянный (Б — «близка ли цель?»): что я сегодня сделал для достижения своей цели?
  • средний (С — «состояние духа»): каким было мое настроение, от чего оно зависело?
  • указательный (У — «услуга»): чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
  • большой (Б — «бодрость тела»): как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Что следует фиксировать для осмысления проделанной работы?

  • Свое поведение в разнообразных ситуациях собственной педагогической деятельности.
  • Свое отношение к событиям и явлениям, мнениям и оценкам детей и взрослых.
  • Свое эмоциональное состояние в различных по степени трудности педагогических ситуациях.
  • Положительный и отрицательный педагогический опыт коллег-вожатых, свое понимание и непонимание мотивов детских поступков, скрытого смысла вопросов детей, их реакций на ваше педагогическое воздействие.
  • Затруднения в деятельности и общении, испытываемые вами, вашими воспитанниками и коллегами.
  • Незапланированные вами положительные и отрицательные эффекты в вашей работе.

Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря

Должностные инструкции

Четкое распределение функциональных обязанностей позволяет решать вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников для работы в детском оздоровительном лагере.

Начальник (руководитель) лагеря (смены):

  • вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря;
  • составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала;
  • несет ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, за создание безопасных условий труда и отдыха, находящихся в лагере;
  • организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей;
  • отвечает за организацию учета детей;
  • проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале;
  • контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка;
  • контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом;
  • осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания разнообразных видов воспитывающей деятельности;
  • несет ответственность за выполнение программы работы лагеря;
  • оказывает методическую помощь воспитателям;
  • следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и несет ответственность за организацию и качество питания;
  • составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены.

Старший воспитатель (педагог-организатор):

  • проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания и развития детей;
  • планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей и в соответствии с целями оздоровительной кампании;
  • строит оздоровительную работу в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения;
  • несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня.

разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря;

  • контролирует организацию питания детей;
  • ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий;
  • добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности;
  • ведет индивидуальную работу с детьми;
  • несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
  • взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими.

Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог:

  • несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей;
  • несет материальную ответственность за сохранность имущества лагеря;
  • выполняет сам и обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка лагеря;
  • организует участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях лагеря, а также обязан иметь план работы отряда, согласованный с администрацией лагеря;
  • оказывает помощь в организации детского самоуправления;
  • обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение установленного порядка в жилых корпусах, столовой и на территории лагеря;
  • осуществляет контроль за выполнением детьми правил поведения в столовой, за приемом пищи;
  • организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

Инструктор по физической культуре:

  • проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы и методы обучения;
  • проводит инструктаж отрядных педагогов по вопросам организации спортивных мероприятий в отрядах;
  • организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия, используя эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления;
  • проводит ежедневную зарядку;
  • осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в секции.

спортивные группы оздоровительной направленности;

  • принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье;
  • ведет систематический учет посещаемости детьми секций и спортивных групп;
  • несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.

Медицинский работник:

  • осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей;
  • оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях;
  • обеспечивает транспортировку заболевших детей в лечебные учреждения;
  • контролирует качество питания, чистоту пищеблока;
  • осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья детей;
  • осуществляет сопровождение детей на экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия за территорией лагеря.

Педагог дополнительного образования (руководитель кружка):

  • организует и проводит работу детских объединений по интересам;
  • принимает участие в организации досуговой деятельности детей;
  • вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы учебно-воспитательного процесса;
  • выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку;
  • способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.

Характеристики лидера

Кто такой политический лидер и какими качествами он должен обладать

Менегетти. Психология лидера. — М.: ННБФ Онтопсихология", 2001 г.> включает многие ценности: собранность, точное знание цели и средств, необходимых для ее достижения, способность к реализации задуманного, подкрепляемая опытом, связями, техникой ведения дел. Поэтому фундамент лидерства составляют открывающиеся возможности и их осознанная реализация.

Лидер является точкой отсчета системы ценностей, которые, при всем своем многообразии, всегда ориентированы на служение человечеству, в каком бы историческом пространстве не жил и не разворачивал свою деятельность лидер.

Отсюда вытекает основополагающая характеристика лидера — способность служить и разрешать проблемы в окружающем его пространстве, тем самым восхваляя самого себя.

Я вижу лидера как человека, который умеет приносить пользу другим и быстрее всех находить оптимальное решение всеобщих проблем, реализуя в этом самого себя. Перед лидером стоит задача реализации контекста — будь то в политике, экономике, медицине, науке или в любой другой сфере деятельности. Но, решая эту задачу, лидер преследует высшую цель собственного развития, приносящего ему удовлетворение.

Лидер прогрессирует, если доказывает свою способность быть наиболее функциональным для социума.

Наряду с этим существуют обычные, "усредненные" ценности. "Усредненные", то есть стоящие посередине, они являются общими для всех, указывая на то, какие ценности, обязанности, нравы, нормы сексуальных и супружеских отношений, принципы воспитания детей и т.д.

должны приниматься всеми. У лидера может быть десять семей, женщина может иметь десять детей, но в расчёт берётся лишь внутренняя иерархия ценностей, то, как лидер себя ставит. Лидер может придерживаться чего угодно, но он, не игнорируя исполнение так называемых всеобщих обязательств или стереотипов, отнюдь не через них реализует свою изначальную неповторимость.

Когда отношения с семьёй, с ребёнком, с партнером, социальные связи, идеологические установки и т.д. становятся обусловливающими, это вызвано не семьей и не идеологией, как таковыми.

Дело в том, что подход самого субъекта превращает его отношения в тяжкие узы. Это означает, что отношения с другим человеком ограничивают возможности, сдерживают деятельность, уменьшают способность к развитию субъекта.

Другими словами, в этих отношениях субъект опустошает себя, расходует свои ценности, и ему начинает недоставать пространства для движения вперёд к наибольшей эффективности.

Существенна способность лидера ответственно и рационально зарабатывать собственную свободу действий, соблюдая при этом все законы и условности. Лидер не может состояться без автономии, потому что как только его инициатива, достойная сама по себе, пойдёт вразрез с интересами партнёра или семьи, то на сторону последних встанет закон, и общество сможет подвергнуть физическому насилию субъекта, посмевшего нарушить взятые на себя ранее обязательства.

Лидер должен быть в высшей степени рационален и никогда не упускать из виду предписания закона. Подключение третьего элемента, общества, придает каждому поступку лидера историческую и юридическую весомость, может контролировать материальную сферу и вызвать финансовые затруднения, поэтому ему следует всегда держать закон в поле зрения.

Лидер волен делать всё, что захочет: вступать в брак, заводить детей, — но путь, предпочтённый его амбицией и потенциалом, должен оставаться неприкосновенным, он не может быть кем-то или чем-то обусловлен.

Женщина-лидер может планировать свой жизненный путь: я вовсе не утверждаю, что дети и семья непременно противопоказаны лидерству. Исторические надстройки недостаточны, чтобы обусловить личность. Всё зависит от того, насколько она сама готова, жизнеспособна, принадлежит самой себе, сохранила в целостности собственный внутренний проект.

Очень важно то, как лидер планирует и разрабатывает стратегию своей деятельности: внутри него неизменно должна присутствовать готовность идти дальше.

Выполняя обычные человеческие обязанности, лидер никогда не должен терять из виду свой самый главный путь.

Учитывая важность и принципиальность понятий лидерства и управления, на эту тему написаны сотни книг, учебников, монографий, в которых авторы пытаются дать исчерпывающие ответы на главные вопросы: Кто он такой - эффективный лидер? Какую роль он играет в общественной жизни? Какие задачи он должен решать? Каким критериям соответствовать? Принимая во внимание, что по нашему глубокому убеждению именно управленческая деятельность является определяющим условием самого существования любого общественного института, его эффективного функционирования и развития, мы тоже несколько раз обращались к этой проблеме («Управленец XXI века, кто он и где его взять?» http://inance.ru , «Управление лидером в обход его сознания и схемы самоуправления» http://inance.ru/2015/04/samoupravlenie/ и др.). Лидерство же, под которым понимается постоянное приоритетное и легитимное влияние лица, занимающего властные позиции, на общество или группу - это неотъемлемая часть управленческой деятельности.

Сразу оговоримся, идеальных людей, а значит и идеальных лидеров в жизни не существует, но, само собой разумеется, чем большим количеством отличительных черт, присущих лидерам, а среди них есть и обязательные, человек обладает, тем успешнее он действует и тем значительнее результаты его деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Начнём с обязательных критериев, при отсутствии которых все остальные, весьма желательные, всё-таки играют второстепенную роль. К ним относятся:

Высокие нравственные качества и прежде всего верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, честность. А начали мы с нравственности по той причине, что, во-первых, убеждены: именно она является доминантой системы взаимообусловленных оценок, связывающих воедино все требования к лидеру и направляющих его действия к достижению целей, которые ожидает от него общество, а во-вторых, уверены в зловредности либерального подхода к месту нравственности в управленческой деятельности, которое было «чётко сформулировано» в ходе круглого стола в «Горбачёв-фонде» в 1995 г. академиком РАН Н.Н. Моисеевым: «Наверху (по контексту речь идёт об иерархии власти - наше пояснение при цитировании) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране» («Перестройка. Десять лет спустя»).

Наличие объективно лидерствующего типа психики, то есть устойчивой ориентация своего поведения на объективно возможное будущее вне зависимости от того, как на принимаемые индивидом решения реагируют окружающие с другими психотипами личности, которые могут не понимать действий лидера, не поддерживать их и даже оказывать противодействие. Проще говоря, объективно лидерствующему типу психики во всех обстоятельствах свойственна верность определённой мечте и вера в её осуществимость в жизни.

Среди мужчин он встречается статистически чаще, чем среди женщин, поскольку он невозможен без ориентации поведения на отдалённое будущее, хотя встречаются и женщины, которым свойственен этот тип психики. Под объективно лидерствующим типом психики (для краткости лидерствующим типом) понимается не способность навязать окружающим свою волю и предписать стиль поведения, - это деспотизм, который может исходить как из сиюминутности, так и из дальновидности, а также и из времён каменного века; также понимается и не первенство человека над другими людьми по каким-то показателям, признанным обществом в качестве рекордных достижений; также понимается и не способность быть «заводилой», формальным или неформальным лидером в неком коллективе.

Объективно лидерствующий тип психики может восприниматься окружающими как деспотизм, но безоглядный и близорукий деспотизм под лозунгом «Будет по-моему, а не по-вашему!» всегда останется деспотизмом, а объективно лидерствующий тип психики всегда останется объективно лидерствующим типом психики, как бы его не воспринимали те, кому свойственен какой-то иной тип психики.

Мозаичное мировоззрение - мировоззрение, при котором все смысловые единицы, которыми оперирует психика, определённо взаимно связаны между собой. Эта определённость взаимосвязей может быть как однозначной (раз и навсегда), так и множественной - статистически упорядоченной, из которой всякий раз выбирается однозначная определённость взаимосвязей, обусловленная конкретными обстоятельствами реальной жизни, фантазией, намерениями.

Следует учитывать, что этот тип мировоззрения делится на два подтипа в зависимости от того, что именно индивид делает началом его координат и основой для действий управленца должно быть:

  • Богоцентричное мировоззрение - мир воспринимается, как совокупность взаимовложенных систем и процессов, источником и конечным пунктом которых является Бог («Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец»). Они понимают, что есть некий Божий Промысел, и что если они пойдут против него, то вся система мироздания будет препятствовать их действиям (http://inance.ru/2015/05/filolog/).
  • «Я(Эго)-центричное» мировоззрение - это второй подтип мировоззрения, при котором люди догадываются о том, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, но ставят себя и свои желания в центр этой системы. О Божьем Промысле они не догадываются (или догадываются, но не учитывают его в своих намерениях) и действуют в рамках Божьего Попущения. Эти люди - чаще всего носители демонического строя психики.

Альтернативой мозаичному мировоззрению является калейдоскопическое мировоззрение - мировоззрение, при котором индивиды считают нормальным уклоняться от того, чтобы в их психике выстраивалась система определённых взаимосвязей между смысловыми единицами.

Мировоззрение первого типа мы называем мозаичным. Второе даже затруднительно назвать мировоззрением, поскольку оно способно нести в себе многие факты, понятия и т.п., но не несёт в себе одного - целостной картины Мира, хотя фрагменты - смысловые единицы - из которых картина мира в принципе может быть сложена, в нём присутствуют, подчас в изобилии и детальности.

И если первое подобно мозаичному витражу, то второе подобно калейдоскопу, в котором пересыпаются такие же разноцветные стекляшки, из каких сложен витраж. При каждом сотрясении «трубы калейдоскопа» жизненными обстоятельствами или при добавлении в него новых «стекляшек» - смысловых единиц - они хаотично пересыпаются, образуя новый узор, возможно, что красивый и причудливый, но ничего общего не имеющей с «мозаичным витражом», более или менее детально повторяющим образ Мира в психике индивида с другой организацией и целевой ориентацией интеллекта. Калейдоскопичное и Я-центричное мозаичные мировоззрения - плохая основа для эффективной управленческой деятельности.

Достаточный уровень овладения психологической структурой профессиональной деятельности руководителя в результате ранее приобретённого качественного образования и обязательного опыта руководящей работы.

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА

Кроме обязательных существуют и необходимые качества, наличие которых, без сомнения, позволяет лидеру качественно и эффективно осуществлять управленческую деятельность. Несмотря на то, что они исключительно многообразны, всю их совокупность всё-таки можно объединить в несколько больших групп, а именно:

Интеллектуальные качества - ум, логика, память, интуитивность, аналитические способности, широта кругозора, быстрота мышления, компетентность, концептуальность, желательно чувство юмора.

Деловые качества - организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность и способность к риску.

Личностные качества - доброжелательность, тактичность, порядочность, сила характера, бдительность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

И даже физиологические - располагающая внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос (дикция), хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность.

И совсем не лишними для лидера являются - талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.

Вместе с тем никакие нравственные, интеллектуальные, личностные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера. Постоянная работа над собой, как до момента занятия руководящего поста, так и особенно и в период нахождения во власти, направленная на совершенствование нравственных, управленческих и организаторских качеств - одно из решающих условий успешной деятельности лидера. Умение сформировать команду, сплотить её, определить цели, поставить перед обществом необходимые задачи, сформулировать сплачивающую его программу - это также необходимые современные требования к лидеру.

От политического лидера на уровне управления регионом, а именно с этого уровня и начинается политический лидер, требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не только личные качества лидера, но и его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удалён от тех, кого он ведёт за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее, либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы, что является одним из обязательных условий достижения положительных результатов.

К тому же не только наличие у лидера даже всего комплекса указанных атрибутов определяют положение лидера. Ещё два аспекта обуславливают эффективность и результативность его деятельности. Это «инструменты власти», которыми он пользуется для решения стоящих перед ним задач, и ситуация, с которой лидер сталкивается.

«Инструменты власти» - условное название. Речь идет о том, на что может опереться политический лидер в достижении поставленных им целей. Обычно к этим «инструментам» относят политические партии, законодательные органы, административный ресурс, средства массовой информации, то есть всё то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. При этом надо иметь в виду, что при определенных условиях эти ресурсы могут превратиться в силы, противодействующие позиции лидера и выполнению поставленных им задач.

Ситуация же, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но в реальное сегодняшнее время чаще бывает сложной, а частенько и кризисной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией лидером должны приниматься адекватные решения, направленные на решение имеющихся проблем, выхода из кризиса и минимизацию его последствий.

В довершении всего надо чётко понимать, что само по себе лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, как правило, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется лидерством личностно-психическим - способностью направлять и организовывать коллективное поведение людей.

УПРАВЛЕНИЕ ЛИДЕРОМ

Однако есть и механизмы управления самим лидером в обход его сознания. Эту тему мы уже подробно рассматривали в одноимённой статье (http://inance.ru/2015/04/samoupravlenie/), приведём её фрагмент, который будет полезно знать действующим и будущим управленцам.

В толпо-«элитарном» обществе можно выявить схему анонимного дистанционного управления руководителями в обход контроля как их собственного сознания каждого из них, так и большинства общества. При этом мало кто из них толком понимает, как и где вырабатываются и утверждаются те решения, которые они проводят в жизнь. Принципы построения такого рода системы дистанционного управления «начальниками» как луноходами показаны на рисунке ниже.

Схема дистанционного управления лидером в обход контроля его сознания в толпо-«элитарном» обществе http://8kob.ru/userfiles/2041/image/120/1.png

На схеме показана иерархия структур и некий лидер, возглавляющий одну из них. Такого рода структурой может быть аппарат главы государства, министерство, спецслужба, научно-исследовательский институт, лаборатория в его составе, проектно-конструкторское бюро, редакция и т.п. Структура представляет собой некое штатное расписание. Персонал, наполняющий клетки штатного расписания, условно можно разделить на две категории:

  • аппаратную «шушеру», которой «что бы ни делать, лишь бы не работать»;
  • работающих специалистов, которые более или менее «болеют за дело».

Из числа вторых можно выделить ещё одно подмножество - нескольких человек, мнение которых как профессионалов значимо для лидера структуры при руководстве ею. На схеме один из таких специалистов указан и назван действительным тайным советником «вождя».

Но люди далеко не всё время проводят на работе. Есть ещё круг неформального общения. При этом «действительные тайные советники» многих публичных лидеров или деятелей, широко известных в узких кругах специалистов, вхожи в дома популярных личностей, чьё мнение более или менее авторитетно во всём обществе. В дома такого рода «звёзд» вхожи и многие другие люди. Среди них могут быть и школьные, и вузовские друзья «звёзд-авторитетов», которые и сами не обделены талантом.

И хотя они в силу разных причин не смогли или не пожелали обрести высоких титулов, но к их мнению прислушиваются их высокоавторитетные друзья, по отношению к которым они выступают в роли домашних действительных тайных советников. Фактически они «опекуны» общесоциальных «авторитетов» - культовых личностей.

Множество из тех интеллектуалов, кто возмущался и возмущается культом личности Сталина, сами являются культовыми личностями, вкупе с теми звёздами эстрады, спорта и шоу-бизнеса, кому нет до общественных в целом проблем никакого дела. Но если смотреть на общественную жизнь в целом, то нет разницы одна в обществе культовая личность для всех, либо в нём множество культовых личностей, сотворённых дабы удовлетворить нужду толпы в низкопоклонстве и кумиротворении.

Опекуны могут знать, что они выполняют миссию опекунства, но могут использоваться втёмную так же, как и действительные тайные советники. Либо непосредственно, либо через некоторое количество промежуточных звеньев на опекунов выходят представители наследственных кланов знахарей концепции общественного управления. Они могут быть воспитателями опекунов с детства. Это может быть деревенский дедушка, бабка, сосед по даче где-то за сотни километров от основного места жительства «опекуна». Возможно, что и не получив высшего образования, он, однако, является человеком, с которым «опекуну» интересно поговорить «за жизнь»; возможно, что этот интерес у него с детства.

Мы рассматривали эту систему, начиная от лидера структуры. Но исторически реально системы такого рода дистанционного управления лидером целенаправленно выстраиваются в течение годов и десятилетий в обратной направленности: от знахарей концепций к публичным лидерам отраслей общественной деятельности. Также и сами лидеры в ряде случаев создаются при развёртывании такой системы и продвигаются на тот или иной пост аналогично тому, как по шахматной доске передвигаются фигуры на в той или иной стратегии шахматной игры.

Некоторую специфику этому процессу в обществе придаёт то обстоятельство, что «шахматная доска» достраивается по мере необходимости или из неё выламываются некоторые клетки, а также и то, что пешки и прочие фигуры обладают некоторой активностью и свободой в выборе целей и способов их осуществления, но каждый в толпо-«элитарном» обществе в меру понимания работает на достижение своих целей, а в меру разницы в понимании работает - в то же самое время - на осуществление целей тех, кто понимает больше. В пределах же власти определённой концепции общественного управления больше всех понимают знахари (заправилы, создатели) этой концепции.

А при сопоставлении различных несовместимых концепций и знахари каждой из них в меру понимания Объективной реальности работают на свою концепцию, а в меру разницы в понимании работают - в то же самое время - на концепции тех, кто понимает Жизнь глубже и шире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, хотели бы подчеркнуть то обстоятельство, лидерство - это наиболее эффективный стиль руководства, способ организации власти в обществе с развитым политическим сознанием его социальных слоев. При этом политический лидер должен постоянно помнить, что члены современного общества - мыслящие участники политической жизни, притом, как правило, имеющие возможность сознательно выбирать себе лидера или, по крайней мере, оценивать его деятельность. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы какими-то негативными мотивами. Общество со своей стороны тоже должно понимать, что оно не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера, его команды и населения - основа политики нашего времени.

Таким образом в современной обстановке лидерство должно рассматриваться как фактор, постоянно играющий позитивную роль в развивающемся обществе. Поэтому должны быть предприняты усилия, чтобы обеспечить лидерам выполнение роли, что включает в себя, в первую очередь, точное определение наиболее необходимых личностных качеств и институциональную поддержку, эффективность которой находится в прямой зависимости от активности гражданской позиции каждого из нас.

И последнее. Наше твёрдое убеждение - лидерами не рождаются, хотя полученные от Бога и родителей качества совсем не лишние в этом процессе - лидерами становятся. И решающее значение в этом процессе играют самообразование и самовоспитание, то есть постоянный внутренний труд над собой. Именно образовать себя, не научиться чему-либо, то есть приобрести различные умения, а работая над собой и своим образованием человек может стать лидером и принести пользу людям.

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Какими же качествами, характеристиками должен обладать политический лидер? Не претендуя на полноту, назовем некоторые:

– интересы общества для него должны быть выше личных, именно это создает ему авторитет в значительной мере;

– способность организовать действия;

– учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной группы;

– коммуникабельность и ораторские способности;

– обладать высокой политической культурой.

Кроме всех прочих качеств, лидер – это личность эрудированная, корректная, достойная в моральном отношении.

Заметим еще: лидер должен быть подобным членам своей группы, своим последователям, людям, которыми он руководит. Он должен быть “один из нас” (вспомним здесь личность Р. Рейгана, Б. Ельцина...), должен иметь одинаковые или близкие цели и интересы, убеждения и принципы. Говоря другими словами, каждый избиратель должен найти в кандидате частичку самого себя.

Реальными условиями, подтверждающими право на лидерство, способствующими становлению лидера, являются:

– наличие собственной политической программы (т.е. лидер должен вносить что-то свое, новое),

– умение бороться за осуществление этой программы (поэтому важны личные качества: воля, целеустремленность, настойчивость),

– популярность (уметь завоевывать массы),

– иметь время и возможности, чтобы показать свое лидерство.

Личность, становящаяся лидером (в соответствии с потребностями группы), должна обладать определенными социально-значимыми чертами, которые формируются в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Но при этом нельзя рассматривать личность в статике. Уже то, что она становится лидером, принимает на себя ответственность, само по себе приводит к определенным изменениям в ее поведении, индивидуальных характеристиках. Хотя детерминизм поведения лидера общественными отношениями отнюдь не лишает его индивидуальности и активности.

В заключение заметим, что настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Но как уже было сказано, в нашем недавнем прошлом не было настоящей политической борьбы и не было спроса на политических лидеров. Наши дни подтверждают, что не исчезают собственно политические проблемы, связанные с представительством различных классов и социальных групп в политической власти и с реализацией их интересов. Что и привело к резкому росту спроса на политических лидеров. И в силу тех же прошлых условий, в роли лидеров сегодня оказываются нередко “политкустари”, часто с невысоким уровнем политической и социальной зрелости. Все это тем более требует внимательного анализа реальной действительности и изучения имеющегося опыта.

Глава XXXVI.

Основные понятия: лидер, вождь, политическое лидерство, руководство.

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

1. Какова сущность и истоки политического лидерства? Что побуждает людей к активной профессиональной деятельности, к лидерству? Почему общество, классы, нации, слои выдвигают из своей среды лидеров?

2. Прочитав главу в учебнике и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения, попробуйте проследить изменение взглядов на место и роль руководителя, лидера в социальном процессе.

3. Почему и при каких условиях та или другая личность становится лидером? Когда возрастает роль лидера?

4. Сколько типов лидерства Вам известно? По каким критериям они определяются?

5. Какими качествами должен обладать политический лидер, какие выполнять функции? Достаточно ли наличия этих качеств, чтобы стать лидером? Создайте свою модель политического лидера.

6. Влияют ли исторические условия на формирование идейной потребности в определенном типе политического лидера? Какой политический лидер нужен сегодня в России?

7. Что Вы знаете о концепции вождизма?

8. Каковы особенности выдвижения политического лидера в условиях однопартийной системы?

9. Чем определяется культ личности политического лидера? (Режимом власти или личными чертами?)

10. В чем специфика политологического изучения лидерства?

Литература:

1. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978; Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988; Гроджилов М.И. Политическое лидерство. // Соц.-полит. журн. №12. 1991.

2. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С.10.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33. С.14.

4. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994.

5. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М., 1992. Т. 2. С. 88-90.

6. Ламброзо Ц. Гениальность и помешательство. М., 1991.

7. Бек А. Новое назначение. М., 1988.

Введение. 3

Характеристика уровней лидеров. 6

Механизм политического лидерства и его связь с политической культурой. 7

Институциализация функций лидера. 8

Основные концепции политического лидерства. 9

Психологические аспекты политического лидерства. 13

Характеристика политического лидерства в работах мыслителей античности и мыслителей XIX - XX веков. 15

Типология политических лидеров. 16

Роль культа личности в системе конституенты - последователи - активисты - лидер. 18

Заключение. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Введение.

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли лидерство уделом избранных или присуще каждой личности и может быть развито при благоприятных условиях? Каков механизм складывания лидерских качеств, факторы и пути их развития, типологические характеристики лидеров? Эти и другие вопросы предстоит рассмотреть в данной работе. Подходы к политическому лидерству.

Лидерство - явление многогранное и многозначное. Формирование сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера.

В словаре Ожегова дается следующая интерпретация лидера: “Глава, руководитель политической партии, общественно-политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе”. В других словарях русского языка даются следующие определения: лидер - “тот, кто способен вести за собой других, вожак”.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Оно один из механизмов групповой деятельности, когда индивид или часть

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин “лидер” имеет два значения:

индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).

лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.

В современном обществоведении существует несколько подходов к определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:

Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три особенности:

во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислить людей, оказавших разовое воздействие на политический процессы;

во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество;

в-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности. Политология: Учебник для вузов / М., 2002. С. 342

4. Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство создается стихийно, самим народом.

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать “кто виноват?”. Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.