Основные педагогические понятия категории педагогической науки. Реферат "основные категории педагогики". и практика воспитания

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагогики.

Категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки. В педагогике такими категориями являются: развитие, формирование, социализация, образование, самообразование, обучение, самовоспитание, воспитание и другие (рис. 4). Основными среди указанных категорий являются воспитание, образование, обучение и развитие.

Рис. 4. Педагогические категории (не видно некот.буквы)

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система . Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе».

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие ), направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогический процесс является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (происходящий между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений (в виде знаний, умений, навыков, отношений, норм поведения и т.) в специально-организаванной системе внешних условий обучения и воспитания, создаваемых в обществе для развития человека. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие, активная целенаправленная познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в интересующей его области.

Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью развития человека и формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социально смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. практически отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную специально организованная деятельность педагогов (в этом случае называется воспитательной работой) и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Воспитание, если оно не насилие, невозможно без самовоспитания. Самовоспитание – систематическая, осознанная и целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, формирование и совершенствование положительных и преодоление отрицательных собственных личностных качеств, то есть выработка человеком у себя таких качеств, которые представляются ему желательными. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – 1) процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их побуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, соотнесенной с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Педагогическая задача является основной элементарной единицей педагогического процесса.

Педагогическая ситуация это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, унаследованных и приобретенных свойствах личности, интеллектуальной и духовной сфере человека. Развитие личности происходит в том числе и в виде саморазвития – активного, последовательного, прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Осуществляется развитие личности двумя путями : путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание – это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т.д.

Результатом развития личности является ее формирование. Формированиеличности – процесс развития и становления под влиянием внутренних, внешних воздействий и собственной активности личности (самовоспитания); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Становление личности это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.

Социализация – (от лат. socialis – общественный) – процесс освоения индивидом социального опыта, системы социальных связей, ролей, отношений и культурных норм.

Педагогический закон это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т.д.). Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т.е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы .

Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым, помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь.

Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего – общая педагогика); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (теория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.), операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагогическое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего учебного материала.

педагогика наука образовательный закономерность

  • 1. Развитие? закономерный процесс внутреннего последовательного количественного, качественного и структурного изменения во времени физических, психических и духовных сил человека. Оно является объективным свойством живой материи, её “самодвижением” и характеризуется протяженностью во времени; необратимостью прогрессивных и регрессивных изменений; стадиальностью и непрерывностью. На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, среда, специально организованное воспитание и обучение, собственная активность (самовоспитание и самообразование)
  • 2. Понятие «воспитание» применяется в педагогике в нескольких значениях. В широком смысле? процесс передачи новому поколению общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями с целью подготовки нового поколения к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. Воспитание осуществляется через влияние макрофакторов (страна, государство, общество, космос, планета, мир); мезофакторов (этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации); микрофакторов (семья, сверстники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения). Работать они должны на общую цель и отражать единые интересы государства. В узком смысле воспитание? сознательная, специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности. Воспитание является вечной и социальной категорией и включает в себя понятия: воспитание (воспитательный процесс; стороны, направления воспитательной работы: эстетическое, нравственное, экологическое, трудовое и т. д,; результат и качество педагогического взаимодействия); обучение и образование, развитие личности. Возникает вопрос, все ли можно воспитать в человеке с помощью тщательно разработанной и очень хорошей системы воспитательных воздействий?
  • 3. Образование? процесс овладения обучающимся системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат, которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом. Различают образование гуманитарное и техническое, их частные виды: медицинское, педагогическое, технологическое и др. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии с историей, традициями, культурой, национальными особенностями. Функция образования? восходящее воспроизведение общественного интеллекта, что можно образно представить себе в виде движения вверх по расширяющейся спирали. В мировой практике существует показатель интеллектуальной мощи государства, который рассчитывается по числу студентов на 10 тыс. населения страны. В рамках всего государства образованию должна быть отведена системообразующая и приоритетная роль. В системе образования ведется обучение, т.е. осуществляется непосредственная передача научных знаний, умений и навыков.
  • 4. Обучение? эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Процесс обучения включает: учение и преподавание.

В педагогической науке изменения, происходящие с человеком, связывают с понятием «формирование», т.е. приданием чему-то определенной формы, завершенности, Такое толкование предполагает, что в сознании воспитателя существует некий образец или образ как предел, к которому надо стремиться, и намечены пути движения к нему.

  • 5. Формирование? специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату. Формирование рассматривается как: общесоциальная категория (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды); педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т.п.); результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность).
  • 6. Педагогическая деятельность? особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структура педагогической деятельности включает: а) знание педагогом потребности тенденций общественного развития и основных требований, предъявляемых к человеку; б) многообразные научные знания, умения, навыки, основы опыта, накопленного человечеством, в области производства, культуры и общественных отношений, которые затем в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; в) собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуицию; г) высочайшую политическую, нравственную и эстетическую культуру.
  • 7. Педагогическое взаимодействие? процесс, происходящий между воспитателем и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников.
  • 8. Педагогическая технология? системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Структура педагогической технологии включает следующие компоненты: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала; в) процессуальная часть (технологический процесс): организация педагогического процесса; методы и организационные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации; диагностика и прогноз педагогического процесса. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям (критериям технологичности): концептуальность, системность, управляемость, полезность (целесообразность и эффективность) и воспроизводимость.
  • 9. Педагогическая задача? цель, к которой стремится педагог, и способ её достижения. Различают два типа педагогических задач: а) собственно педагогическая задача, когда речь идет о переводе обучающегося на более высокий уровень обученности, воспитанности или развития; б) функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели.
  • 10. Педагогическая система? определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
  • 11. Педагогический процесс? специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
  • 12. Процесс обучения? целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых.
  • 13. Педагогическая ситуация? совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
  • 14. Образовательная система? комплекс институтов образования.
  • 15. Обученность? результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся опыт к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться); система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются государственными образовательными стандартами.
  • 16. Обучаемость? индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую (способность усвоения любой содержательной учебной информации? общая одаренность обучающегося) и специальную (способность усвоения отдельных видов содержательной учебной информации (различных наук, искусств, видов практической деятельности) ? специальная одаренность обучающегося) обучаемость.
  • 17. Педагогический контроль? процедура, в ходе которой в комплексе осуществляется: а) наблюдение, измерение и оценивание уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающихся; б) обработка, анализ и систематизация полученной информации о ходе процесса обучения; в) вывод о коррекции его основных компонентов; г) резюме об эффективности дидактического обеспечения процесса обучения; д) оценка деятельности педагога и обучающегося; е) прогноз.
  • 18. Педагогическая диагностика? совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации процесса обучения, дифференциации обучающихся, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия.
  • 19. Самовоспитание? формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Оно является относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления. способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. К основным характеристикам самовоспитания относятся: психологические предпосылки и условия, способствующие его результативности. К основным методам самовоспитания относятся: самообязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самоотношение, самокритика, следование примеру, самопоощрение, самопринуждение и аутотренинг.
  • 20. Самообразование? образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении. Содержание самообразования включает в себя: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное. Результатом самообразования являются: новые знания, умения и навыки, приобретенные качества, применение полученных знаний на практике и др. К основным методам самообразования относятся: самостоятельная работа с различными источниками информации; общение; самоупражнения и самотренировки; самостоятельное выполнение практических заданий; самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами и средствами информатизации. Самообразование осуществляется по следующим основным этапам: возникновение потребности в самообразовании, самооценке, подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач; планирование работы по самообразованию; определение форм, методов и средств самообразования; деятельность по самообразованию (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов). Таким образом, вышеназванные категории педагогики образуют систему основных понятий.

Принципы и методы теории обучения

Принципы и методы теории воспитания

Список литературы

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. B широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная категория.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

С изменением общественных отношений коренным образов изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы.

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики - обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия - развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека., Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «-самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Принципы и методы теории обучения

Принципы обучения.

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержатся в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы - свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Многие современные исследователи педагогической теории и практики занимались разработкой и обоснованием важнейших принципов обучения, проанализировав которые можно выделить наиболее общие принципы построения системы обучения.

  1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога для этого должны быть созданы условия, т.е. материал должен излагаться в понятной и доступной для всей группы учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы, а также должно поощряться творческое мышление.
  2. Принцип наглядности. Пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом, учитель открывает для учеников еще один канал восприятия - зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, т.к. позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая,ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения, должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.
  4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками, ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствуют также закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

5.Принцип доступности. Подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими, как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а также построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

Принцип научности. Заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания; методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

7.Принцип связи теории с практикой. Основан на центральном понятии философии: практика - основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относятся опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т.д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

Методы обучения.

Метод обучения - совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на две составляющие: педагогические и ученические методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников.

Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная - проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. I Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов. I 1. Практический метод. Основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входят постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. 2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входят объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов в различных наглядных пособий, проведение экспериментов. 3. Словесный метод. Тоже предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

  1. Работа с книгой. Метод самостоятельной работы учеников, включающий чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.
  2. Видеометод. Инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и «электронного учителя». Используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученик высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

В следующей классификации выделены следующие методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный. Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь, должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней.
  2. Репродуктивный. Предполагает, кроме восприятия информации, ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а также искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.
  3. Метод проблемного изложения. Заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать принципы и этапы решения проблем.
  4. Частично-поисковый (эвристический). Основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем.
  5. Исследовательский. Является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, получившая широкое распространение в последнее время, разработана Ю.К. Ба-банским. Он выделил три основные группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов, обычно разнообразны и эмоциональны.
  2. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности.
  3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, соответствии с которыми делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и всей учебной группы в целом.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеют в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

3. Принципы и методы теории воспитания

Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов.

Закономерности воспитания обусловливают принципы, на которых строится организация воспитательного процесса. Определяя принципы воспитания, необходимо руководствоваться некоторыми требованиями к ним. Принципы должны носить комплексный характер, иметь равную значимость в осуществлении воспитательного процесса. В современной педагогической науке можно выделить ряд принципов воспитания: общественную направленность, связь с жизнью и трудовой деятельностью, опору на положительное воспитание, единство воспитательных воздействий. Рассмотрим их более подробно:

)Общественная направленность воспитания. Воспитание неразрывно связано с потребностями общества, но регламентируется государством. Воспитание нового поколения должно способствовать формированию определенной идеологии, политических взглядов, быть направлено на упрочение государственного строя. Педагог, исполняющий роль воспитателя, не свободен в выборе содержания воспитательного процесса. Наилучшего результата можно достигнуть при условии совпадения государственных, общественных и личных интересов всех сторон, оказывающих воздействие на воспитание.

)Связь воспитания с трудовой деятельностью предполагает наличие практической деятельности в процессе воспитания. Но помимо приобщения воспитанников к посильному участию в трудовой деятельности общества, необходимо формировать должное отношение к труду и трудящимся. К задачам воспитания относятся развитие способности и мотивации к собственной трудовой деятельности, стремление вносить свой вклад в трудовую жизнь общества, заботясь при этом не только о личном благосостоянии, но и об интересах государства.

)Опора на положительные качества человека - одно из главных положений воспитания. Основа его в том, что в каждом человеке, даже если он кажется плохим во всем, есть положительные качества, предопределенные человеческой природой. К ним относятся любовь к животным, отзывчивость, доброта, щедрость, человеколюбие и т.д.

)Единство воспитательных воздействий. Воспитание только тогда будет продуктивным, когда все окружение человека, имеющее непосредственное влияние на формирование его личности, будет иметь согласующиеся между собой, не противоречащие друг другу цели воспитания. Усилия специально организованных учреждений, семьи и общественности должны дополнять друг друга и находиться во взаимном соответствии. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. В семье создается наиболее полный эмоциональный контакт, присутствуют доверительные отношения, авторитет родителей и других родственников. Только в семье возможен максимальный учет индивидуальных особенностей человека, среди родных и близких человек охотнее раскрывается, что важно для определения его желаний и потребностей, способностей и возможностей. Используя все это, можно добиться наилучших успехов в воспитании.

Методы воспитания.

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностых свойств и качеств.

Прежде всего, вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношений личности (личностных качеств) предмета воспитания. Так, для формирования таких характерно личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознаний (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения» волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения, С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.

В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагоги контроль за поведением учащихся и переключение их на другие вид деятельности.

Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основ выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.

Список использованной литературы:

педагогический понятие обучение воспитательный

1.Педагогика: И.П Харламов, Москва Гардарики 2004 г.

.Педагогика Ответы на экзаменационные вопросы: В.А Назарьева, Москва 2006 г.

.Педагогика: П.И Пидкасистый, Москва Высшее образование 2007 г.

.Педагогика учебник для вузов: И.П Подласый, Москва 2001 г.

.Психология: Р.С Немов, Москва просвещение 1995 г.

Тема 10 Ценности и цели образования

Раздел 4. Личность в образовании

2. Ценности и цели образования

3. Педагогическое общение. Психология общения

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми. Греческое слово пейдагогос («пейда» - ребенок, «гогос»-вести) обозначает детоводитель . Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании – педагогика.

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека, педагогический процесс.

Педагогика – наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогика исследует следующие проблемы:

Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

К основным категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в единую целостную систему. Рассмотрим понятия, образующие категориальный строй педагогики.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие человека осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов.


Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро процесса образования – обучение.

Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Однако человек не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, антропологии остается доминирующим. Именно они и определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

В этой статье мы раскроем вам понятие "педагогика" и то, чем она занимается. Даже если вы не являетесь педагогом, вы в будущем станете родителем, и вам полезно будет узнать, что основными категориями педагогики являются очень важные факторы, над которыми нужно работать. Более того, нужно не только знать, какие это категории, но и понимать, что они собой представляют и в чем выражаются. Вот для такого ознакомления мы и приготовили этот материал.

Прежде, чем изучить основные категории и понятия педагогики высшей школы, а нас интересует сегодня именно эта отрасль, мы разберемся в том, что же такое «педагогика». Данная наука, как отдельная структура, возникла сравнительно давно. Мы понимаем, что пока человек живет и развивается, ему передается опыт всех окружающих его близких людей. С каждым поколением такой опыт обновлялся, и накапливались новые достижения. В конце концов, все знания о том, как правильно обучать и воспитывать человека и личность выделили в отдельную науку, которую мы знаем под именем «педагогика». Стоит отметить, что она обобщает в себе множество наук естественного и общественного характера, и является сборником для всего, что изучает процесс формирования личности.

История возникновения

Само слово «педагогика» произошло от древнегреческого слова «дитя» - paidos и слова «вести» - ago. Уже само название намекает нам на то, что наука изучает пути формирования личности человека, начиная с детского возраста. С древних времен учителя занимались тем, что мы сейчас называем педагогикой. В те часы таким ремеслом могли заниматься только уважаемые люди, в основном это были монахи и священники, а в некоторых странах государственные чиновники. В России такого человека называли «мастер», и никаких отдельных заведений, где готовили специалистов такого профиля, не было.

Позже, когда была выделена отдельная наука, а ее деятелей стали целенаправленно готовить, начали вплотную разбирать дисциплину на части. Выделили высшей школы. Эти категории мы рассмотрим каждую подробно, для того чтобы читатель понял, чем они отличаются и как взаимодействуют.

Основные категории и понятия педагогики

Итак, среди них выделяют три самые главные:

  1. Воспитание.
  2. Образование.
  3. Обучение.

Каждый понимающий человек, прочитав эти три понятия, сразу сообразит, что они тесно связаны между собой. Если говорить о воспитании в общем, то это продуманный и спланированный процесс придания ей формы. Оно проходит под воздействием множества окружающих факторов и может быть разным.

Что касается образования, то со временем именно оно становится неотъемлемой частью процесса воспитания человека. Мы знаем, что это объемный, но кратковременный период, когда личность впитывает необходимые знания, приобретает умения и осваивает навыки, а также развивает свои особые способности. А вот как получает человек образование? Конечно путем обучения. И вот мы видим еще одну связь. Обучение рассматривается как работа в паре учителя и ученика, когда первый прививает какие-то знания, а второй усваивает их. А теперь поговорим подробней о каждой из категорий.

Воспитание

Мы уже назвали основные категории педагогики, их взаимосвязь и то, как одно исходит из другого и является частью третьего. Если говорить отдельно о воспитании, то здесь также идет двусторонняя работа. С одной стороны «воспитатель» обязан:

  • передать весь опыт, который был накоплен человеческим родом;
  • ввести подопечного в культурный мир;
  • всячески поощрять его к любознательности, самостоятельному воспитанию;
  • помочь решить трудные жизненные вопросы, найти пути решения трудных задач.

Но не только «воспитатель» действует в этом процессе. В ответ ему должен работать и подопечный. Он:

  • постепенно впитывает все то, что ему преподносят, делает выводы из опыта предыдущих поколений, овладевает всеми необходимыми основными культурными навыками;
  • занимается саморазвитием;
  • учится общаться с людьми и вести себя в разных ситуациях и в разном окружении.

И только при полном взаимодействии возможен положительный результат.

Рассматривают несколько спектров воспитания:

  • широкий - здесь воздействие на воспитанника оказывает государство и учебное заведение;
  • узкий - работа ведется на базе коллектива заведения (садик, школа, кружок и т.д.);
  • предельно узкий - взаимодействует воспитанник и воспитатель напрямую.

Существует целый ряд разных видов воспитания в зависимости от того на что конкретно направлен процесс, на развитие каких ценностей, умений и навыков идет упор. Так, выделяют умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Образование

Рассмотрев основные категории педагогики и связь между ними, мы понимаем, что образование не может существовать в отрыве от воспитания или обучения. Это невозможно. Поэтому данная категория понимается, как:

  • системный критерий;
  • результат воспитательного процесса;
  • совокупность воспитания и обучения с добавлением самообразования;
  • освоение человеком тех знаний, которые ему необходимы в жизни.

Для этой цели в мире работает множество разных учреждений. Они делятся по возрастным категориям, географическим критериям, и сюда мы может отнести:

  • детский сад;
  • школу (гимназию, лицей, интернат);
  • колледж;
  • техникум;
  • институт;
  • университет;
  • академию;
  • дом творчества (все, что связано с досуговой деятельностью).

Все эти учреждения сменяют друг друга на жизненном пути личности и перехватывают эстафетную палочку. Главное в этом процессе, чтобы все они действовали на один результат - формирование полноценной развитой фигуры, достойного представителя своего поколения.

Обучение

Описывая основные категории педагогики высшей школы и их характеристики, мы не можем обойти стороной обучение, так как именно таким путем человек получает образование. Так как обучение - это взаимодействие между двумя сторонами, то и рассматривать мы будем обе стороны. Итак, с одной стороны стоит учитель, который должен:

  • передавать ученику знания;
  • делиться с ним жизненным опытом;
  • развивать стремление к самосовершенствованию;
  • корректировать процесс приобретения знаний;
  • делает все, что необходимо для создания благоприятных условий для обучения.

С другой стороны - ученик, без ответного действия которого не будет получено никакого хорошего результата. Поэтому выделяем, что ученик должен:

  • учить все то, что ему доносит учитель;
  • тщательно следовать всем его указаниям и рекомендациям;
  • выполнять все задания, которые нужны для освоения предмета изучения;
  • стремиться к самообучению;
  • инициировать поиск дополнительной информации в источниках;
  • пытаться анализировать, думать и делать выводы.

При таком взаимодействии мы получим идеальный результат обучения, а как подтверждение - диплом об образовании (среднем, техническом, высшем).

Функции науки

  1. Изучение разных явлений в педагогике, рассмотрение законов, закономерностей. Имеется ввиду то, что отслеживается наличие усвояемости опыта старшего поколения, соответствие приобретенных знаний с требованием общества и государства и т.д.
  2. Также к функции педагогики относится обязанность обосновать все принципы, методы и формы воспитательного и обучающего процессов.
  3. Важным является необходимость изучать передовой педагогический опыт, при этом нужно на его основе создать новую теорию.
  4. Полезной функцией считается исследовательский фактор. Здесь роль играет способность не только придумать некую схему, но и внедрить ее в реальную деятельность, применив на практике.
  5. Работа над новыми техниками. Речь идет о том, как взаимодействуют ученик с учителем, какими формами общения пользуются и прочее.

Задача педагогики

Теперь точно зная, что основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение, мы можем сформулировать основную задачу педагогики. Она звучит примерно одинаково во всех странах: Организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая особенности исторического периода и национальности человека. Если говорить о более конкретных задачах в наше время, то здесь можно выделить несколько основных:

  • усовершенствовать структуру образование и его содержание;
  • выработать новые подходы к обучению;
  • модернизировать формы и ;
  • сделать более демократическим и гуманным процесс обучения в школе;
  • оптимизировать подготовку личности к профессиональной деятельности.

Дошкольная педагогика

Хотелось бы сказать пару слов и о Ведь наши дети начинают процесс обучения еще в детском саду. Так вот, основными категориями дошкольной педагогики является:

  • воспитание;
  • развитие;
  • формирование;
  • обучение.

Мы видим небольшое отличие от того, что мы привыкли читать о высшей школе, да оно и понятно. На начальном этапе формирования личности задачи стоят другие и до основных этапов нужно еще дорасти, хотя воспитание и обучение присутствуют даже там. Что же касается развития, то имеется ввиду изменения, которые происходят с человеком с течением лет под присмотром воспитателя. Формирование же подразумевает полное развитие ребенка в процессе воспитания с учетом социального окружения. Нужно помнить, что уже в маленьком возрасте начинается становление личности, и нельзя упустить этот момент, и недооценивать этот период жизни человека.

Отрасли педагогики

Теперь, прочитав всю информацию, вы точно знаете, что основными категориями педагогики являются три основных фактора, которые мы рассмотрели подробно. Но кроме категорий в этой науке различают отрасли, в зависимости от того, чем конкретно занимается эта область. Суть каждой отрасли понятна исходя из ее названия. Разбирать каждую мы не будем, но для ознакомления перечислим самые основные:

  • «История педагогики».
  • «Сравнительная педагогика».
  • «Дошкольная педагогика».
  • «Возрастная педагогика».
  • «Специальная педагогика» (для детей с физическими и умственными отклонениями).
  • «Профессиональная педагогика».
  • «Исправительно-трудовая педагогика».
  • «Лечебная педагогика».

И это далеко не все области, входящие в состав данной науки, пользу которой нельзя недооценивать.