Почему необходимо повышение эффективности обучения. Современные педагогические технологии, способствующие повышению эффективности учебного процесса. Обучение строится на взаимоотношениях

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования. Качество образования признается как многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет». Будущее России зависит от образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои способности, знания, умения на благо процветания России. «В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании».

В современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных.

В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 - 2025 г.г.) и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года» самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

«Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» .

Понятие «качество образования» сформировалось и получило международное гражданство в 1998 году на состоявшейся в Париже Всемирной конференции по высшему образованию. Конференция констатировала, что вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально-политического развития стран. Именно качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов , условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» .

Потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключены в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия , учебно-воспитательную среду, материальную базу, финансовое и информационное обслуживание. Следовательно, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов , которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.

Закон «Об образовании» в прежней редакции устанавливал, что инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в так называемом минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений. Изменения и дополнения к Закону «Об образовании», принятые Госдумой в конце 2007 года, упразднили не только разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, но и прежние составляющие стандарта в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта – от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла другая идеология, как отмечает Кузнецов А.А., «ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания» .

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы выделяют следующие компетенции (или требования) которым должен обладать выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр»:

  1. общекультурные
  2. профессиональные

общепрофессиональные:

  • готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;
  • способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

  • способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
  • готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
  • способен руководить;

а также выделяются компетенции: в области научно-исследовательской деятельности; в области методической деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, под образовательными результатами будем понимать личностные достижения студента в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять на практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.

При характеристике качества полученного выпускником образования на первый план начинают выходить показатели, которые дают интегрированные оценки образовательных результатов, такие как операциональность (способность выбора методов и средств и их соединения для решения определенных задач), мобильность (способность использования в различных ситуациях), а не просто определенный объем знаний. Критерием качества образования (с учетом нового представления о его сущности и значении) становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладевать методами получения знаний и использовать их в различных профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным .

И в связи с этим возникает вопрос, как достичь новых образовательных результатов?

Современная система высшего профессионального образования вступила в период обострения целого ряда социальных противоречий и противоречий, обусловленных характером и организацией образовательного процесса. Остановимся на анализе и поиске путей разрешения противоречия между экспонентно-возрастающим объемом информации, которую необходимо усвоить будущему специалисту - выпускнику вуза, и ограниченными возможностями осуществить это в традиционно отводимые сроки обучения. Кроме этого, по мнению Новикова А.М., «в современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более, что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена» .

Разрешение этого противоречия можно искать только на пути создания и внедрения принципиально новых технологий, форм и средств обучения, предполагающих построение качественно иного образовательного процесса.

Самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера». Направление развития образования в этой модели связывается с постоянным умножением объема учебного материла и ростом числа учебных программ. С развитием научного знания, опыта и культуры увеличивается объем и сложность содержания образования. Таким образом, образование по своей организации становится некоей «калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность отчужденного знания упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям» .

«Конвейерная» модель обучения, по-прежнему доминирующая во всех вузах страны и ориентированная на передачу и репродукцию прочных и глубоких знаний классических образцов из наук, уже не может удовлетворять запросы современного общества.

Это ставит и перед высшим образованием задачу поиска и внедрения методов стимулирования познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студента, воспитания у него привычки к каждодневному упорному учебному труду и совершенствованию своих знаний.

Вузовская дидактика как отрасль научного знания до сих пор остается в значительной степени невостребованной вузовским сообществом – соответствующие методики обучения студентов дисциплинам на уровне, соответствующем вузу, почти отсутствуют (не говоря уже о специальных дисциплинах).

В силу конвейерного принципа, по словам С.А.Смирнова, в вузах доминирует неэффективная горизонтальная организация образования, которая характеризуется большим объемом лекций и семинаров, то есть высоким процентом простой устной передачи информации, отвечающей идеологии репродуктивного обучения. Большинство времени в вузах тратится на лекции и семинары, то есть на те формы обучения, которые монологичны, требуют физического присутствия преподавателя. Крайне мало применяется такие формы , как: телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, online-лекции, слайд-лекции, форумы, e-mail-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций, тренинги, мастерские, коллективные формы взаимодействия и проч. В то время как именно такие формы призваны заменить консервативную и малоэффективную сегодня машину-конвейер высшего образования.

Задача обоснования новой идеологии содержания высшего профессионального образования, построения образовательного процесса, т.е. поиска его нового облика образования требует для своего решения принципиально новых подходов, новых ориентиров. Главные из них – новые организационные формы учебной деятельности, взаимодействие преподавателя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучении. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Именно использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения (которые для многих сами по себе являются показателями инновационности образования), определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, В.В.Рубцов. С.В.Зенкина, Т.А.Сергеева, А.Н.Тихонов и др.). В этой связи А.В.Коржуев и В.А.Попков отмечают: «… стихийное внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение…Поэтому сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.» К тому же ориентация образовательного процесса на «объемные показатели» в условиях информатизации общества и повышения требований к уровню самостоятельности личности остается актуальным вопросом современности.

Ряд исследователей подчеркивает, что прогноз изменения характера и содержания профессиональной деятельности специалиста и основанный на этом прогноз развития профессионального образования, невозможен без учета процессов глобализации. «Глобализация делает вызов всему человечеству, в том числе и педагогу высшей школы: в каком направлении и как необходимо модернизировать высшее образование, чтобы студент – будущий специалист мог не просто выжить, но и преуспеть в эпоху глобализационных перемен XXI века: изменение представления о направлении информационного обмена, культурного обмена, обмена современными технологиями, экономического влияния, обмена наших представлений об эффективности и качестве образования. Процессы глобализации будут по нарастающей влиять и изменять наше представление о качестве образования.

Из всего сказанного можно сделать вывод – все планируемые изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования, отражаемого через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства, а образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм.

Таким образом, в России, как и во всем мире, растет понимание того, что в настоящее время вряд ли удастся сделать принципиально новый шаг в развитии образования, если не поднять его качество, не сориентировать на достижение новых образовательных результатов и на применение новых организационных форм, соответствующих требованиям современного общества. «С этих позиций реформа образования в России, как и во многих других странах, в значительной мере обусловлена тем, что традиционные цели образования (и общего, и профессионального) и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям» .

Именно поэтому, достижение современного качества образования сегодня является главным направлением государственной образовательной политики. Ставится задача выхода системы образования на новое качество , на новые образовательные результаты , связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Конечным результатом образования, в том числе и высшего профессионального, является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.

Для обеспечения качественного обновления образования и связи с этим достижения новых образовательных результатов необходимо четко определить существо и основные составляющие новых образовательных форм . Это станет методологической основой, смысловым ориентиром обновления и совершенствования образования.

Таким образом, мы получаем взаимосвязанные между собой процессы:

«Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности» .

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университете] им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 27-31

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2008 г. Л.А. Найниш, Е.М. Тишина

Г осударственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза [email protected]

П2ступилб о риОбкцию 03.03.2008

Представлены результаты рассмотрения проблемы применения математических методов при моделировании учебного процесса. Проанализированы последние исследования и публикации по данной теме. Обоснована целесообразность использования методов математического моделирования. Построена логическая структура процесса обучения, учитывающая основные законы и принципы дидактики. Составлена математическая модель учебного процесса и проведен анализ ее исходных параметров. Разработана оптимальная методика обучения, базирующаяся на предложенной математической модели. Проанализированы результаты проведенного экспериментального исследования созданной методики обучения на примере учебной дисциплины «Черчение». Изложены перспективы дальнейших исследований.

Ключиоък сл20б: математическое моделирование, обучение, дидактика.

Реформирование современного образования, его интеграция в европейскую и мировую систему, возрастающие требования к качеству подготовки специалистов различного профиля обусловливают актуальность и важность постановки и решения задачи исследования методов и технологий повышения эффективности процесса обучения.

Высшие и средние специальные учебные заведения призваны осуществлять подготовку кадров высокой квалификации, обладающих глубокими теоретическими знаниями, твердыми практическими навыками, способных решать сложные научно-технические вопросы. Это влечет разработку методик, повышающих качество обучения .

Анализ теоретических и практических нововведений существующих методик обучения позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения. В опубликованных работах представлены: программы для общеобразовательных и специальных учреждений, методики проведения занятий, приведены примерные списки практических работ (для каждого уровня усвоения). Перечень тем полностью соответствует содержанию общеобразовательного стандарта. Предложенные методики построены на основе дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала. Предлагая определенную методику проведения занятий, авторы четко формулируют цели и задачи, подробно описывают этапы их проведения, делая методические акценты на наиболее сложных и интересных аспектах учеб-

ного материала и процесса обучения. Дается примерное содержание заданий на дом.

В исследованиях и публикациях по этой проблеме недостаточно освещены вопросы, касающиеся повышения эффективности процесса обучения различными методами. Представлены методики, ориентированные на предметную ситуацию и не учитывающие контингент специалистов, ее реализующих. В рассмотренных работах отсутствует описание способов формализации процесса, создания универсальной методики обучения графическим дисциплинам.

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо использовать методы математического моделирования. Подобный подход предполагает выявление входных и выходных параметров, определяющих структуру и качество функционирования учебного процесса. Кроме этого, требуется построить логическую структуру процесса обучения, учитывающую основные дидактические законы и принципы, разработать оптимальную методику обучения, базирующуюся на предложенной математической модели.

Процесс обучения развивается во времени и имеет определенную последовательность действий, которая воплощается в конкретных формах и протекает по соответствующим правилам, называемым законами дидактики. Логика этого взаимоотношения представлена графом на рис.

1, где 1 - процесс обучения; 2 - законы дидактики; 3 - алгоритм; 4 - формы реализации алгоритма .

Рис. 1. Логическая структура процесса обучения

Для конкретизации логической структуры каждой из выделенных вершин необходимо рассмотреть: основные законы дидактики, алгоритм процесса обучения и формы его реализации.

Дидактические концепции или системы представляют собой совокупность элементов, объединенных общими законами, принципами и образующих единую структуру, называемую процессом обучения.

Логическая структура основных дидактических законов и принципов представлена в виде графа (рис. 2), вершинами которого являются: I - закон социальной обусловленности обучения; II - закон обратной связи; III - закон целостности и единства обучения, 1 - принцип при-родосообразности, 2 - принцип непрерывности обучения; 3 - принцип экологичности обучения; 4 - принцип систематичности обучения; 5 - принцип наглядности обучения; 6 - принцип доступности обучения; 7 - принцип прочности обучения; 8 - принцип научности обучения; 9 - принцип связи обучения с практикой .

Рис. 2. Логическая структура основных дидактических законов и принципов

Важным аспектом, характеризующим процесс обучения, является реализующий его алгоритм, состоящий из нескольких обязательных этапов, каждый из которых имеет свою цель. Целью первого этапа является подача новой информации. На втором этапе она усваивается, превращаясь в знания. В соответствии с принципом обратной связи на третьем этапе необходим контроль качества знания. После этого наступает этап оценки проконтролированных знаний. Завершает эту процедуру этап коррекции .

Исходными параметрами математической модели учебного процесса являются: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса, а выходным параметром служит обратная связь.

В результате исследования выявлены взаимоотношения между этими показателями, и в частности между: квалификацией педагога -обучаемостью студентов, логической структурой учебного курса - квалификацией педагога, материально-техническим обеспечением учебного процесса - обучаемостью студентов, материально-техническим обеспечением учебного процесса - квалификацией педагога, матери-ально-техни-ческим обеспечением учебного процесса - логической структурой учебного курса, логической структурой учебного курса -обучаемостью студентов.

Математическая модель реализована в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Для построения математической модели учебного процесса использовалась многомерная геометрия, и в частности метод предельного геометрического моделирования. Процесс обучения представляется как поверхность в многомерном пространстве с размерностью, равной сумме параметров входа и выхода. В нашем случае размерность предельного пространства равна пяти (четыре параметра входа и один параметр выхода) .

Выделенные параметры имеют значительный диапазон изменений, анализ которого технически сложен. По этой причине он был ограничен до трех вариантов: ниже, норма и выше. Норма определяется исходя из образовательного стандарта. В результате вместо поверхности получим дискретную конструкцию, которая будет служить математической моделью учебного процесса .

Исследование предложенной дискретной конструкции в пятимерном пространстве требуется проводить одновременно, но технические средства, соответствующие нашему восприятию пространства, не дают такой возможности. Сле-

довательно, необходимо применить традиционный метод сечений, и в частности использовать трехмерные сечения. С целью сокращения вычислительных операций был применен математический аппарат многомерной геометрии, гарантирующий построение плоских вариантов четырехмерных сечений, позволяющих установить закономерность влияния уровней обратной связи на характеристики, определяющие эффективность процесса обучения .

Логическая структура математической модели учебного процесса представлена на рис. 3.

Для повышения качества знаний по графическим дисциплинам создана оптимальная методика обучения, этапами которой является: а) анализ исходных параметров, учитывающий конкретные условия; б) определение уровня обратной связи, соответствующего рассматриваемой ситуации, с использованием разработанной математической модели; в) формирование оптимальных действий, направленных на повышение качества обучения, форм их реализации, на основе практического использования математической модели .

Реализация предложенной оптимальной методики обучения осуществляется посредством следующих действий. Анализируются исходные параметры с целью выявления их состояния, которое может соответствовать оптимальной, нормальной или критической ситуации. Используя данные, представленные в виде графов и таблиц, описывающих результаты подсчета суммарных числовых кодов точек различных типов, определяем уровень обратной связи, соответствующий анализируемой ситуации .

Согласно выявленному уровню обратной связи формируется оптимальная методика обучения, подбираются виды ее реализации. Это возможно сделать с учетом информации, пред-

ставленной в таблицах, характеризующих значимость исходных параметров, оценивающих диапазон изменения данных, зависящий от различных уровней обратной связи и непрерывной шкалы суммарных числовых кодов. Подобный подход позволяет повысить эффективность процесса обучения методами математического моделирования за счет использования соответствующих видов подачи информации, типов контроля качества знаний и коррекции . Представление соответствующих схем, сечений, графов, таблиц и диапазонов изменений параметров из-за их сложности и большого объема вычислений в печатном издании нецелесообразно.

Разработанная методика подверглась экспериментальной проверке на примере изучения дисциплины «Черчение». Для этого выделялись контрольные и опытные группы. Результаты обработки статистических данных исследований показали, что предложенная методика обучения черчению позволяет доступными и эффективными способами повысить качество обучения посредством воздействия на учебный процесс, за счет оптимального подбора варьируемых параметров, таких как обучаемость студентов (Об), материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо), квалификация педагога (Кв), логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс).

Например, выбираем конкретные значения параметров: обучаемость студентов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, квалификация педагога. Эти данные берутся на основе проведенного исследования, в котором выделялись восемнадцать групп студентов (общей численностью 450 человек) строительного, технологического, автомобильно-дорожного институтов. Девять групп были контрольными, и

Рис. 3. Логическая структура математической модели учебного процесса

девять - экспериментальными. В качестве логической структуры используется предложенная структура дисциплины «Черчение».

Следующим этапом является нахождение уровня обратной связи с помощью математической модели .

Так, для контрольных групп: обучаемость студентов (Об) - норма; материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) - норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует трем, а суммарный числовой код - 13.5. Из этого следует - Кв2, Мо2, Об2, Лс2, где цифры указывают уровень параметра (1, 2, 3 - соответственно ниже, норма и выше).

Для экспериментальных групп: обучаемость студентов (Об) - норма и ниже; материальнотехническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) -норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует четырем, а суммарный числовой код - 20.2. Из этого следует - Кв1, Мо1, Об2, Лс1.

Анализируя данные, полученные с использованием предложенной модели, осуществляем корректировку методики обучения, которая приведет к оптимизации результата. Для рассматриваемого случая у экспериментальных групп необходимо воздействовать на показатели Кв, Мо, Лс в сторону их увеличения. Это позволит при фиксированном значении Об повысить качество обучения студентов.

Подобный подход, использующий разработанную оптимальную методику обучения и методику изучения черчения, позволяет повышать качество проведения учебного процесса, что приведет к росту знаний студентов.

Таким образом, увеличение эффективности процесса обучения методами математического моделирования обеспечивается посредством аналитических исследований совокупности характеристик: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса - и категории «Обратная связь», приводящих к созданию математической модели, реализованной в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Построенные плоские варианты четырехмерных сечений позволяют установить взаимовлияние уровней обратной связи и параметров, определяющих эффективность процесса обучения, с учетом количественной оценки их статуса.

Оптимизация процесса обучения графическим дисциплинам осуществлена за счет применения предложенной методики обучения черчению, реализованной и экспериментально исследованной на примере контрольных и опытных групп. Учитывались логическая структура дисциплины, архитектура элементов, декомпозиция дидактических блоков и единиц, содержание тематических модулей и составляющих их разделов.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в целесообразности анализа возможности применения созданной оптимальной методики в качестве основы для разработки универсальных, адаптивных и эффективных методов и форм обучения, а также разработки методик обучения другим дисциплинам графического блока.

Список литературы

1. Якунин В.И. Отображение концепции общеинженерной подготовки в учебных программах общеинженерных дисциплин // Сб. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 1995. 21 с.

2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика // Учебник для вузов. М.: Пед. об-во России, 2002. 604 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вуза. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. Кн. 1. 576 с.

4. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Тишина Е.М., Филиппова Н.А. Многомерная конструкция - математическая модель учебного процесса // Профессиональная подготовка учительства: История, теория, практика: Труды Всерос. науч-практ. конф. Пенза: ПГПУ, 2006. С. 293-298.

5. Найниш Л.А., Тишина Е.М. Повышение эффективности учебного процесса с помощью математической модели // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 58-61.

6. Найниш Л.А. , Тишина Е.М. Использование математической модели для повышения эффективности учебного процесса // Искусственный интеллект в XXI веке. Решения в условиях неопределенности: Сборник статей V Всероссийской научнотехнической конференции. Пенза: ПГТА, АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 14-18.

7. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Кузнецова О.Н. и др. К вопросу проектирования оптимальной обучающей технологии // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Труды межд. науч.-прак. кон. Пенза: ПГТА, 2005. С. 35-39.

IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS EFFICIENCY BY MATHEMATICAL MODELLING METHODS

L.A. Nainish, E.M. Tishina

The results of application of mathematical methods in the modelling of the training process are presented. Recent research results and publications on the topic are analysed. A rationale is given for the use of mathematical modelling methods. A logical training process structure is constructed with the account of basic laws and principles of didactics. A mathematical model of the training process is produced and its initial parameters are analysed. Optimum instructional techniques based on the proposed mathematical model are developed. The experimental research results of the new training techniques are analysed using the example of drawing as an academic subject. Further research prospects are stated.

Средства повышения эффективности процесса обучения

Н.А.Сурина

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфически­ми качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятст­вуют ему.

К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непо­средственность и уникальную предрас­положенность к усвоению языка.

Дети второй группы не умеют скон­центрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.

Решая задачи, возникающие в про­цессе обучения детей младшего школь­ного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello , What is your name ?). Это требует определенного профессионального умения.

Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти внима­нием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обу­чения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету — верный зародыш конечного провала.

Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к каче­ству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостат­ки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произно­шением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа — создание мотивации.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности при­сущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой дея­тельности ребенка. Редкий ребенок оста­ется равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно органи­зованная игра обеспечивает эффектив­ность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторо­ ну, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. В ходе игры учитель не исправляет ошиб­ ки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).

Примеры игр:

    Игра «Запретное число»

Речевая задача: тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.

    Игра «Animals «(«Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be .

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).

Р 1 : Не is a rabbit. I’m a monkey.

Р 2 : Не is a monkey. I ‘m an elephant . Etc .

Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультми­ нутки .

Наши дети очень любят физкультми­нутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различ­ные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1) Hands up , hands down , hands on hips , sit down .

Hands up, to the sides, bend left, bend right.

One, two, three hop! One, two, three stop!

Stand still!

2)

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

And eyes, and ears, and mouth, and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, назы­вая и показывая действия, которые они вы­полняют.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном — пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Для лучшего запоминания формы глагола to be , мы с ребятами поем песенку «I Am , He Is «(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).

I Am, He Is

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

Песню я использую

    для фонетической зарядки на на­чальном этапе урока;

    с целью отработки звуков и инто­нации;

    на этапах введения и закрепления грамматического материала;

Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам — методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальны­ми возможностями ребенка.

В чем же заключается специфика ис­пользования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смодели­рованная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюда­телями, а активными творцами, то овладе­ние языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная зада­ча не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочи­тают педагоги. Опрашивая взрос­лых, ребенку приходится неоднократно за­давать им вопросы: «What fruits do you like ?»

Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информа­цию, они вместе с педагогом выясняют, ка­кие фрукты любят взрослые. Та­ким образом, у ребенка, самостоятельно до­бывающего нужную информацию, ненавяз­чиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.

Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречают­ся ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревож­ные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут прояв­лять себя абсолютно все. Даже самые за­стенчивые и малоактивные дети вовлека­ются в продуктивную деятельность, стре­мясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предпо­лагает какой-то реальный результат (аль­бом, выставку, миниспектакль и т.д.).

Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, кото­рые потребуют работы мысли и воображения.

Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за бояз­ни ошибиться дети теряют чувство уве­ренности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает про­цессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.

Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом — особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок — «Исправь себя сам!».

Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока.

На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

Светлана Федосеева
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии

«Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Федосеева С. Н.

Мы проводим на работе

Лучшую часть своей жизни.

Нужно научиться работать так,

Чтобы работа была легка и

Чтобы она была всегда

Жизненной постоянной школой.

А. К. Гастев.

В современном обществе ребенок все раньше знакомится с новыми технологиями, так как все чаще используются планшеты, смартфоны и компьютеры. Однако достижения современности можно использовать с пользой в образовательных целях. Поэтому, в последнее время, все чаще применяется внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую

очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных

способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный

уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных

средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений

в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические

инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные

элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;- максимальной творческой активностью;- широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся

в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его

способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов

дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам

приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологий в ДОУ обусловлено тем, что яркие цвета и реалистичная картинка быстро завладевают вниманием ребенка. И это неудивительно, так как дети проще воспринимают активный движущийся материал. Современные технологии пока что не заменяют использование книжных иллюстраций и других классических методик. Однако, для большей эффективности обучения, а также для более продолжительного удержания внимания ребенка, разрабатываются новые подходы. И использование инновационных образовательных технологий в ДОУ - не исключение.

Инновационные образовательные технологии способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, дети приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что дети вовлекаются в образовательный процесс. Выполнение задании, познание нового приносит детям радость, пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационных технологий много:

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Игровая технология

Технология «ТРИЗ» и др.

Инновационные технологии проектной деятельности

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Воспитывается потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;развивается творческая активность познавательных процессов; учатся решать исследовательские задачи, применять новые инновационные методы и средства.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:

1.

Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).

2.

Улучшение речевого продуцирования.

3.

Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.

4.

Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).

5.

Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).

6.

Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.

7.

Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)

8.

Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.

9.

Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10.

Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с педагогами и родителямисиспользованиемИКТ:

Сетевое общение

Использование информационных интернет – ресурсов.

Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

Участие в работе сетевых обсуждении и получения информации;

Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;

Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;

Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.

Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

Сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации

Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде

Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).

Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности

Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии можно поставить во главе всей системы воспитательно-образовательной работы:

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка

Формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка

Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений

Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Инновационная технология «Портфолио».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки детей и результативности работы.

Инновационная Игровая технология

Воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия

Способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками

Формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

Совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.

Технология «Триз».

«ТРИЗ» - использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основные критерии в работе с дошкольниками:

Доходчивость и простота в подаче материала педагогами

Использование игровой среды

Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемо-технология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемо-технологии»

Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением

Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников

Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений

Таким образом, подведём итог. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Йога-нидра:

9. Приносит в жизнь человека радость, благополучие, самоосуществление и удовлетворение.

10. Пробуждает врожденный внутренний разум.

11. Приносит непоколебимую уверенность в себе.

12. Вызывает медитацию.

Мы, вероятно, могли бы перечислить еще полсотни полезных свойств, однако сказанного достаточно, чтобы показать, какую огромную пользу вы можете получить от регулярной практики йога-нидры.

Йога-нидра и крийя-йога

Йога-нидра очень полезна в качестве подготовки к крийя-йоге. Важную часть крийя-йоги составляет восприятие различных чакр и центров кшетрам в человеческой структуре. Необходимо пробуждать чувствительность к конкретным частям тела. Это можно делать с помощью метода, который мы вскоре опишем - техники 6. Мы рекомендуем ее в качестве помощи в практике крийя-йоги.

Разновидности йога-нидры

Существуют сотни различных видов йога-нидры. Почти не существует пределов разнообразия, которые учитель может вносить в свои уроки. Одни виды могут даваться для устранения болезней, другие для избавления от тупости. Некоторые даже могут преподаваться специально для вызывания глубокого сна; примером служит техника 5, которую мы описали в третьей части. Учителю следует выбирать практику в соответствии со своей интуицией и благоразумием.

Наибольший простор для разнообразия дает стадия визуализации. Вот несколько примеров:

Истории могут охватывать огромное количество различных сцен; единственным ограничением является сила вашего воображения. Вы можете описывать истории, происходящие в джунглях, горах, отдаленных странах; можно использовать даже сказочные истории и описания межпланетных путешествий - всё, что вам позволяет воображение.

Объекты для визуализации также бесконечны. Вы можете использовать любой объект, но старайтесь выбирать их, руководствуясь интуицией.

Ауру тоже полезно визуализировать. Цель состоит в том, чтобы зрительно представлять себе праническое тело и, возможно, золотой шнур, выходящий из пупка. Это более трудная практика, которую следует выполнять только продвинутым практикующим. Ее можно сочетать с практикой прана видьи (познания праны).

Путешествие во времени - прекрасная практика, в ходе которой человек старается прослеживать свою жизнь в обратном порядке. Вы должны шаг за шагом двигаться в прошлое, осознавая возникающие при этом чувства и переживания. Путешествовать во времени можно проходя через события этого же дня, затем назад к прошлому году, своему детству, рождению и, возможно, даже дальше. Практика требует глубокого расслабления и опытного учителя. Это хороший метод избавления от травм детства и высвобождения подавленных переживаний.



Музыка тоже может быть частью практики йога-нидры, особенно в сочетании с круговым движением осознания через чакры. Этой практике нельзя научиться по книге. Это очень мощный метод. Если он вас интересует, то мы рекомендуем вам обратиться к учителю, который любит музыку.

Существует еще очень много своеобразных видов йога-нидры. В трех прошлых уроках и в этом уроке мы описали шесть разных техник. Они охватывают широкий диапазон возможностей, которые послужат вам ориентирами при планировании вашей собственной практики. Однако лучше всего обратиться копытному учителю за непосредственным личным руководством.

Практика

Узелки на память

Занимаясь йога-нидрой, помните следующее:

Расслабляйтесь, но не спите.

Осознавайте; не сосредоточивайтесь.

Сохраняйте позицию свидетеля - не теряйтесь в мечтаниях ума.

Не двигайтесь.

На протяжении всей практики держите глаза закрытыми.

Не пытайтесь интеллектуализировать или понимать процесс йога-нидры. Просто следуйте ему и выполняйте практику.

Техника 6

Описанная ниже практика состоит из десяти стадий:

1. подготовка;

2. погружение тела;

3. осознание ритмичного дыхания;

4. санкальпа;

5. визуализация - осознание тела;

6. психические центры - круговое движение осознания;

7. психические центры - визуализация;

8. осознание межбровного центра;

9. санкальпа;

Завершение.

Стадия 1: подготовка

Лягте на одеяло лицом вверх.

Расстегните или распустите всю свою одежду, чтобы чувствовать себя совершенно удобно.