Сюжетно ролевая игра военные учения цель. Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки» для старших дошкольников. Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Игра "Российская Армия"

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое - воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов - танкистов и воинов - моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.; гендерной идентичности и полоролевой социализации.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, почтовые сумки, мешочки с песком, шлемы, предметы - заместители.

Предварительная работа : экскурсия к Вечному огню; рассматривание иллюстративного материала по теме; чтение произведений Л.Кассиля "Памятник советскому солдату", В.Никольского "Что умеют танкисты" из книги "Солдатская школа", Я.Длугаленского "Что умеют солдаты" из книги "Не потеряйте знамя". Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровые роли. Для мальчиков: танкисты, солдаты, капитаны, матросы. Для девочек: медсёстры, санитарки, врачи, почтальоны.

ХОД ИГРЫ

Данная игра может быть представлена в различных вариантах: "Танкисты", "Боевая пехота", "Военные корабли" и т.д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники - пушки, памятники - танки, памятники - самолёты, памятники - корабли, установленные в честь освобождения Родины. С детьми необходимо организовать экскурсию к Вечному огню, к памятнику - танку, для этого привлечь родителей.

После экскурсии педагог беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать о том, что в честь героев - воинов назвали улицы. Знакомит с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Совместно с родителями ребята могут составить альбом о воинах - героях.

Также педагог предлагает мальчикам нарисовать танк, самолёт, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль; девочкам нарисовать открытки, сделать из солёного теста гостинцы для солдат.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. - мальчикам; обустроить мед. пункт, почтовое отделение и др. - девочкам. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройаи от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно - игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлогается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать.

Эти упражнения педагог организует на участке или в спортивном зале. Воспитатель сначала берёт на себя роль "Командира", он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т.д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с ним, чтобы добиться нужного результата.

Исполнение ролей "солдат" требует от детей и определённых действий, и проявления определённых качеств. Так, "командиру" обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, "солдатам" нужно отлично выполнять задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. "Медсёстры" также должны быстро действовать, уметь выполнять задание.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор - обсуждение: кто какую роль берёт на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту - схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет её вместе с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и.т.д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с "командиром" обсуждают их, чертят карту - план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог отмечает на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в нашей стране возникают сюжеты игр типа "Танкисты освобождают город", "Переправа через реку".

Например, цельигры: "танктстам " и "пехотинцам" надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через реку по поваленному бревну, затем перепыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть нопадание в мишень. "Раненым" солдатам оказывают помощь "медсёстры".

После победы "солдат" радостно встречает население освобождённых городов и сёл.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.

При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: "Шторм в море. У пассажирского суднапотеряна связь с землёй", "Аварийно - спасательный отряд Российского флота", "Военный корабль защищает город", "Авианосец "Смелый" на учении" и др.

Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

Виктория Малышкина
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию

«МОРЯКИ»

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой.

2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей.

3. Воспитывать уважение к службе моряков.

4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их.

5. Знать, какую пользу приносит морская служба.

6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка.

7. Воспитывать умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью.

8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках.

2. Беседа о моряках:

Цель: уточнить и закрепить знания детей о моряках, их делах, особенностях службы.

3. Чтение книг, стихов на морскую тему.

4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны.

Атрибуты:

Бескозырки

Штурвал

«ПОГРАНИЧНИКИ»

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Ход игры : воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«КОСМОНАВТЫ»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

«КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«МЧС» - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из-под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».

Ход игры: Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.

1. Определение места нахождения острова на карте.

2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.

4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)

5. Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные мероприятия: моряки ремонтируют «корабль»;

пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

строители строят новые дома; врачи оказывают медицинскую помощь.

8. Возвращение домой.

Игровой материал: -крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.

«ЛЕТЧИКИ»

Задачи: расширить знания детей о профессии «летчик». Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Предварительная работа:

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о летчиках. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о летчиках.

8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации:

Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

«ТАНКИСТЫ»

Цель : развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, макет танка, крупный строительный материал.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни танкистов, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Танкистов, Командиров, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ»

Цель : Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о военных.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

9. Изготовление атрибутов для военизированных игр

Роли: Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры

Предметно-игровая среда: Пилотки солдат (2-3 шт., шлем танкиста(2-3 шт., берет десантника (2 шт, бинокли (2-3 шт., силуэты оружия (автоматы, пистолеты, карта, рация, планшет для командира.

Ход игры: солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.

Для разновозрастной группы(3-7 лет) Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Дошкольная разновозрастная группа Презентацию подготовила старший воспитатель: Пименова Т. Н. Провела воспитатель: Хайруллова Н.Н. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Методы организации игры. Беседа о Российской армии. Рассматривание альбомов о Российских воинах. Прослушивание военных песен. Просмотр фильма «Дети герои ВОВ 70-летие Победы » Экскурсия в школьный музей. Изготовление атрибутов к игре. Создание предметно развивающей среды. Создание игровой ситуации. Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении» Наблюдая за детьми, я отметила, что в их представлении война-это трансформеры, инопланетяне, «стрелялки». Я работаю в разновозрастной группе с детишками от 3 до 7 лет. Эта тема мне близка, так как мой дед воевал, и пропал без вести где то под Орлом. Чтобы дети заиграли в эту игру, надо было сформировать представление, дать знания, поэтому я много им рассказывала, что знала сама, читали литературу, смотрели слайды, слушали песни, а к 9 мая у нас в школе в дошкольной разновозрастной группе пройдёт утренник «Победная весна 70 - лет Победы». Дети сами просили «а расскажите ещё про войну». В литературе много фотографий военных, эпизоды сражений и что, наиболее интересно детям, разное оружие, самолёты, танки, корабли. Я смотрела на ребят и видела в их глазах желание быть солдатами, быть сильными, смелыми, защищать слабых. Мы решили себя вооружить и поиграть в войну, конечно сейчас в магазине приобретёшь все атрибуты, но проблема как и у всех наверно, на что? А у детей уже желание разгорается. Мы взяли костюмы приготовили панель для приборов самолёта, штурвал, нарисовали макет танка. Но играть хотелось всем, даже девочкам, потому что о подвигах медсестёр я им тоже говорила. Пришлось взять «командование» пока на себя. Мы прошли медкомиссию, познакомились с техникой, построили самолёт, танк, корабль и распределили роли. Главными у нас были разведчики, которые докладывали о дислокации войск противника. Солдаты получили команду «врага обезвредить» и доложить о выполненной задаче. Но у нас в группе есть твёрдое «табу», никогда не бегать, не кричать. Это всё разрешено на прогулке в свободной деятельности. Вот уж на улице мои «солдаты» оторвались. Мы открыли и медсанчасть и у нас развернулись настоящие сражения. Как главнокомандующему мне приходилось держать всё под контролем. Азарт у детей не прошёл, они обсуждали этот бой и вечером. Интерес к этой игре был довольно таки долгий, атрибуты были в свободном пользовании. Я отметила, что ребята старшей подгруппы знают о войне, о подвигах, о значении победы и как тяжело она нам досталась, но любая деятельность всегда идёт на спад, поэтому и интерес у нас стал пропадать, пришлось остановиться, да и другими делами надо заниматься. Но через некоторое время я стала создавать игровые ситуации: «на поле боя раненый», «высадка десанта», «секретное донесение» и др, и интерес возобновляется и дети играют, потому что они знают об этом. Этой игре и посвящена моя презентация. Воспитатель: Хайруллова Н. Н. 2015 г. . Спасибо за внимание!

Младшая группа

Перечень игр :

1квартал : «Семья» , «Детский сад» , «Магазин» , «В гостях у матрешки» , «Кукольный спектакль» , «День рождения Мишки» , «Автобус» , «Уложим куклу спать» , «Мойдодыр в гостях у ребят» , «С куклой Соней на прогулку» , «Час обеда подошел» .

2квартал : «Больница» , «Парикмахерская» , «Большая стирка» , «На празднике елки» .

3квартал : «Магазин игрушек» , «Пароход» , «Зоопарк» , «Шоферы» , «Разговор по телефону» .

Остальные игры с усложнением.

Средняя группа

Перечень игр :

1квартал : «Моряки» , «У зубного врача» , «Прачечная» , «Овощной магазин» .

Остальные игры с усложнением.

2квартал : «Салон красоты» , «День рождения мишки Винни-Пуха» , (Карлсона, «Театр» , «Экскурсия в музей» , «Кукольный театр» , «Столовая» , «Концерт для кукол» .

3квартал - все игры с усложнением.

Старшая группа

Перечень игр :

1квартал : «Кондитерская фабрика» , «Магазин» (кондитерский, хлебный, молочный, «Поликлиника» , «Жатва» , «Пароход» (труд речников, «Пароход» (плывем по реке Ворона, Хопер, «Транспорт» (сухопутный, воздушный, «Животноводы» , «Путешествие в Атлантиду или на другую планету» , «Путешествие в дальние страны» , «Больница с разными отделениями» , «Аптека» , «Строители космодрома» .

2квартал : «Строим город будущего» , «Аэропорт» , «Мы - артисты» , «Ателье» , «Цирк» , «Путешествие с приключениями» (на суше, на море, «Пограничники» , «Мы - художники» , «Рыболовецкое судно» , «Библиотека» .

3квартал : «Строим город Борисоглебск» , «Зоолечебница» , «Почта» , «Мамин праздник дома» , «Космическое путешествие» , «Мы - цирковые артисты» , «Газетный киоск» , «Кулинария» , «Дискотека» , «Лесная школа» , «Весенний бал» , «Уличное движение» , «В театре - премьера» , «В ботаническом саду» .

Подготовительная группа

Перечень игр :

1квартал : «Школа» , «Путешествие по России» , «Фабрика игрушек» , «Осенняя ярмарка - дары природы» , «Мы - фермеры» , «Библиотека» , «Играем в театр» , «Мы едем в другую страну» , «Консервный завод» , «Путешествие по пустыне, или степи» , «Журналисты» , «Фотоателье» .

2квартал : «Стадион» , «Семья» (юбилей бабушки, дедушки или другой семейный праздник, «Кинотеатр» , «Цирк» , «Скорая помощь» , «Проводы зимы» , «Телевидение» , «КВН» , «Я беру интервью» , «Театр пантомимы» , «Животноводы» , «Швейное ателье» , «Железная дорога» , «Космос» .

3квартал : «Пожарная часть» , «Скорая помощь» (ожоги, отравления, «Зоолечебница» , «Мы - инопланетяне» , «Утренняя звезда» , «Карнавал в Африке» , «Стоматология» , «Поликлиника» (укусы, травмы, «Дом моды» , «Полет в космос» , «Поле чудес» , «Путешествие на батискафе» , «Аптека трав» , «Стадион» (спортивные игры, «Конкурс красоты» (моделирование одежды, «Скорая помощь» (попадание инородных тел, доноры, «Полет на луну» , «Дог - шоу» , «Пограничники» .

Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения

Первый год обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Второй год обучения

Октябрь - последовательное обыгрывание куклы.

Ноябрь, декабрь - "Дочки-матери".

Январь - "Автобус".

Февраль - "Магазин игрушек".

Март - "Семья" (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т. п.).

Апрель - "Доктор" (прием врача в детском саду).

Май - "Детский сад" (с использованием игры "Автобус" и "Семья").

Третий год обучения

Сентябрь, октябрь - "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин".

Ноябрь - "Доктор".

Декабрь - "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов).

Январь - "Детский сад".

Февраль - "Парикмахерская".

Март - "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов).

Май - "Кукольный театр" (в игру входят инсценировки сказок).

Июнь - "Зоопарк".

Четвертый год обучения.

Сентябрь - "Магазин" (Универсам). Октябрь - "Поликлиника". Ноябрь - "Поликлиника" и "Аптека". Декабрь - "Вызов врача на дом", "Скорая помощь". Январь - "Детский сад". Февраль - "Моряки". Март - "Почта".

Апрель - "Школа" и "Магазин школьных принадлежностей" (объединение сюжета). Май - "Зоопарк".

Примерный перечень тем для обыгрывания кукол (1-й год обучения ): "У нас в гостях кукла Аня (Ваня)"; "Кукла хочет спать"; "Завтрак куклы Ани"; "День рождения медвежонка Дани"; "Прогулка малышей"; "У матрешки новоселье"; "Купание малышей-голышей"; "Стирка"; "Праздник елки"; "К нам в новый дом пришли матрешки"; "К нам в гости пришли матрешки"; "Оденем доченьку на прогулку"; "Аня проснулась (утро куклы)"; "Поездка в гости на автобусе" и т. п.

Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы .

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных : "Идем во двор к собачке в гости (собачья будка...)"; "Нам подарили котенка"; "Покормим нашу курочку с цыплятами"; "Покатаемся на лошадке"; "Прогулка в лес (знакомство со зверушками)" и т. п.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей : "Привезем на грузовике кубики для постройки дома"; "Новоселье" (перевозка на грузовике мебели); "Покатаем зверюшек в поезде"; "Покатаем зверюшек в автобусе" и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Семья ": "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка , передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Детский сад ": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда , учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т. п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Автобус ": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т. п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Магазин ": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т. п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т. п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" : "Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)"; "Едем на автобусе в парикмахерскую"; "Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую"; "Делаем прически к Новогоднему празднику"; "Приглашаем парикмахера в детский сад" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Парикмахер" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди , ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т. п.).

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Доктор " (2-й год обучения): "На приеме у врача в детском саду"; "Вызов врача на дом (кукла заболела)", "Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)", "Папа вызывает врача на дом к больной дочке" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника ", "Аптека", "Скорая помощь" (3-й и 4-й год обучения): "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра , ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь "; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; аптекаря; экскурсия в поликлинику, аптеку; наблюдение за скорой помощью на улице (во время любой прогулки, экскурсии); чтение детской литературы; дидактические игры.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей, при негативном опыте детей важно не заострять на нем внимание, наоборот следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Атрибуты: для этой игры необходимо оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане - термометры, в коробке - шприцы, пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, "спирт" для смазывания места укола, "йод" для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, таблицы для проверки зрения с картинками и т. п.

Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие "лекарств", медицинских предметов, предметов для личной гигиены.

При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т. к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Моряки": "Учимся строить корабль"; "Моряки плывут на корабле по морю"; "Моряки ловят рыбу, работают рыболовами"; "Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора"; "Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают"; "Моряки выходят на берег, идут в театр"; "Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин"; "Моряки приплывают в большой город и идут в "Зоопарк" и т. п. Таким образом, игра "Моряки" постепенно объединяется с играми "Автобус", "Поликлиника", "Магазин", "Кукольный театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Моряк" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т. п.

Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань - кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Школа": " В магазин за школьными принадлежностями", "Урок веселого счета", "На большой перемене", "Кукольный театр в гостях у школьников", "Школьники на экскурсии по городу", "В школьной библиотеке ", "Обед в школьной столовой", "На уроке физкультуры" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.

Оборудуется игровой уголок для игры в "Школу", в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т. п.

Сначала дети идут в "Магазин" (в группе оборудуется "Магазин школьных принадлежностей"), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т. п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог . Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т. п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т. д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.

Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т. п.

Организуя игру, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют "уроки", ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Зоопарк ": "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т. п.

Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (при наличии его в городе); рассматривание картины из серии "Дикие животные"; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием "Зоопарка" из конструктора "Lego"; чтение детской литературы; дидактические игры.

Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т. п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.

Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.