Какие бывают средства выразительности в русском языке: примеры. Уроки русского языка: Изобразительные средства Что такое изобразительно выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Словарь терминов

(шпаргалка-помощник учащимся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)

Скупова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­ чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ ляются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пла­ мень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами

Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, вы­ ражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - за­ смеялся - заржал.

Синтаксические синонимы - параллельные синтаксиче­ ские конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой ме­тафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с други­ ми, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

В метафоре автор создает образ - художественное пред­ставление о предметах, явлениях, которые он описывает, а чита­тель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он пере­ косился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия - перенос значений (переименование) по смежн ости явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием на­ страивает читателя на восприятие противоречивых, сложных яв­ лений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего ок­ сюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется че­ ловеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются дейст­вия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин - это чудо.

Перифраза - использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, за­ меняющее слово. Используется для украшения речи, замены по­ втора: Город на Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение - одно из средств выразительности языка, по­ могающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравне-

нии одно явление показывается и оценивается путем сопостав­ ления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образ­ ного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существи­тельным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой сравнитель­ ной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает хо­ лоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с по­ мощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две раз­новидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устре­ мились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздра­ гивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выра­ жения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «Рос­сии сердце», но и мировая культура.

Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явлении ка­ кие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, ко­ торое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое зна­ чащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

    существительное: болтушка сорока.

    прилагательное: роковые часы.

    наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прила­ гательных, употребленных в переносном значении: взоры полу­ сонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить вни­мание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явле­ния или их свойства.

Аллегория – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах: лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость и т. п. В литературе также используются аллегорические фамилии: Молчалин, Ляпкин-Тяпкин.

Синекдоха – разновидность метонимии, в которой 1) вместо множественного числа употребляется единственное. И было слышно на рассвете, как ликовал француз . (М.Лермонтов), 2) Вместо целого называется часть и наоборот. Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин).

Литота – преуменьшение каких-либо качеств. Солнце им казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь – отблеск большого зажженного костра дров. (В.Г.Белинский).

Ирония – как и метафора одновременно вызывает и удерживает в сознании сразу два значения слова или выражения (прямое и переносное), игра двух значений создаёт эффект насмешки. Откуда, умная, бредёшь ты, голова ? (И.А.Крылов «Лисица и Осёл»).

Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (О.Уайльд).

Синтаксические средства

Авторская пунктуация - это постановка знаков препина­ ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный п олзать - летать не может, либо особо выделяет вторую по­ сле знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или го­ рестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для уси ления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза - стилистический прием, который состоит в рез­ ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создаю­ щий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ ния, образы и т. д.

Восклицательные частицы - способ выражения эмоцио­ нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!.

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в по­ следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ нии, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное - после него, дополнение - после управляющего сло­ ва, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­ тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­ чи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, кот орой я горжусь.

Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в намеренно м повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грян ул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от т акого горя!

Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже па отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал . Побледнел.

Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, Понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции - построение текста, При котором каждая последующая часть, продолжая первую, основ ную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство созда ния эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авт орской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснен ие, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм - одинаковое, построение несколь ких рядом расположенных предложений, С его помощью

автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать

- это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений по­ могает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора,

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувству­ют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо»

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции - тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоцио­ нальный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шо­ рох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, - слышу я слова

- Нет мазков. Как живая.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь лю­ бил тебя.

Гипофора вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на него . А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий». (С Залыгин)

Зевгма оборот речи, когда какое-нибудь слово, чаще всего сказуемое, которое должно повторяться два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах подразумевается . Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну.

Предикативность – это отношение содержания предложения к действительности, выраженное средствами языка (форма наклонения, времени глагола, интонация, частицы) т.е. показатель реальности данного факта, его желательность или возможность. Каникулы ! (предикативный признак реального действия). Каникулы бы ! (предикативный признак нереального, желательного действия)

Изобразительно-выразительные средства языка

Тропы

Троп - (греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.

Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Глаза громадные, как прожекторы.

(В. Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал…

(В.Маяковский)

Гротеск - Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой

(у Салтыкова –Щедрина)

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Осмеяние , содержащее в себе оценку того, что осмеивается.

Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

(И. Крылов.)

(в обращении к ослу)

Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в

противоположность гиперболе)

Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Талии никак не толще бутылочной шейки.

(Н. Гоголь.)

Метафора (развёрнутая метафора) - греч.(перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений .

Метафора – скрытое сравнение.

Простая метафора:

Нос корабля,ножка стола, заря жизни, говор волн,

град пуль, закат пылает, льётся речь

(метафора построена на сближении предметов,явлений по одному признаку)

Метонимия - (греч. переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий . Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

Не то на серебре – на золоте едал.

(Грибоедов)

Ну, скушай же ещё тарелочку,мой милый!

(Крылов)

Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев.)

Перифраза - Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Царь зверей (вместо лев)

Туманный Альбион (вместо «Англия»)

Творец Макбета (Шекспир)

Синекдоха - Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения : часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

  1. Часть вместо целого.

Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли») (А.Пушкин.);

Швед, русский колет, рубит, режет.

  1. Родовое название вместо видового.

Ну что ж, садись,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце»)

  1. Видовое название вместо родового.

Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)

  1. Единственное число вместо множественного

И слышно было до рассвета,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)

Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной

словно как тающий сахар лежит.

(И. Некрасов)

Сравнение выражается:

  • Творительным падежом
  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия
  • Оборотами со сравнительными союзами
  • Лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.)

Эпитет – образное определение, слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное,

определяющее существительное,но и существительное – приложение , а также

наречие ,метафорически определяющее глагол.

Мороз – воевода,бродяга – ветер, старик океан;

Гордо реет Буревестник (М.Горький)

Петроград жил в эти январские ночи напряжённо,

взволнованно,злобно, бешено. (А.Толстой)

Постоянный эпитет - Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве , переходящий из одного произведения в другое.

Море синее,поле чистое,солнце красное,тучи чёрные;

добрый молодец,красна девица, зелена трава…

Фигуры речи

Анафора - Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф, прозаического отрывка.

Гр озой снесённые мосты,

Гр оба с размытого кладбища.

Антитеза - Стилистический приём контраста , противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов .

А новое так отрицает старое!..

Оно стареет на глазах!

Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе.

Градация - (постепенность ) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей.

Градация восходящая усиливающегося значения.

Пришёл, увидел, победил.

Юлий Цезарь

Градация нисходящая - расположение слов в порядке уменьшающегося значения.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

О.Берггольц.

Инверсия - (перестановка) стилистическая фигура, состоящая в нарушении обще грамматической последовательности речи.

В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не является обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.

Помогла им чистейшая случайность. (инверсировано подлежащее)

Лексический повтор – намеренно повторение одного и того же слова.

Повтор слов:

  1. для обозначения большого числа предметов, явлений.

За теми деревнями леса,леса, леса.

  1. для усиления признака, степени качества или действия.

Вот тёмный, тёмный сад.

  1. для указания на длительность действия.

Зимы ждала,ждала природа.

А.С.Пушкин.

Оксюморон - Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу,логически исключающих одно другое .

Звонкая тишина

Горькая радость.

Риторический вопрос, восклицание, обращение - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для эмоционального воздействия на читателя.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин.)

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливая выразительность речи.

Синтаксический параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения ) соседних предложений или отрезков речи.

То не чудо сверкает над нами,

То не полюса блеск огневой,..

(Н.Тихонов)

Умолчание - оборот речи,заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю ) самому догадаться , что именно осталось невысказанным, поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Но слушай:если я должна тебе…

кинжалом я владею,

я близ Кавказа рождена.

(А.С.Пушкин.)

Эллипсис - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения , легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации по смыслу.

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

(А.Толстой)

Используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.

Вместо хлеба – камень, вместо поученья – колотушка.

(М.Е.Салтыков - Щедрин)

Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторенфие в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?

Почему именно титулярный советник?

(Н.В.Гоголь)

Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром...

(А. Пушкин)

Пожалуй, самая запутанная и самая сложная тема для тех, кто не дружит с литературой и словесными фигурами. Если вас никогда не впечатляла классическая литература, а особенно поэзия, то, возможно, знакомство с данной темой позволит взглянуть на многие произведения глазами автора, зародит интерес к художественному слову.

Тропы - словесные обороты

Ярче и выразительнее, интереснее и насыщеннее делают речь тропы. Это слова и их сочетания, употребляемые в переносном смысле, отчего и появляется та самая выразительность текста. Тропы помогают передавать различные оттенки эмоций, воссоздавать правдивые образы и картины в сознании читающего, при их помощи мастера слова вызывают определенные ассоциации в сознании читателя.

Наряду с синтаксическими средствами языка, тропы (относящиеся к лексическим средствам) являются достаточно мощным оружием в литературной сфере. Стоит уделить внимание тому факту, что многие тропы перебрались из литературного языка в разговорную речь. Мы настолько привыкли к ним, что перестали замечать непрямое значение таких слов, отчего они утратили свою выразительность. Нередкое явление: тропы настолько "избиты" разговорной речью, что становятся штампами и клише. Привычными и заезженными стали некогда выразительные словосочетания "черное золото", "блестящий ум", "золотые руки".

Классификация тропов

Для того чтобы понять и четко выяснить, какие слова и выражения, в каком контексте относят к изобразительно-выразительным средствам языка, обратимся к следующей таблице.

Тропы Определение Примеры
Эпитет Призван определять нечто художественно (предмет, действие), чаще всего выражен прилагательным или наречием Бирюзовые глаза, чудовищный характер, равнодушное небо
Метафора По сути, это сравнение, но скрытое за счет переноса свойств одного предмета или явления на другой Душа поет, сознание уплывает, голова гудит, ледяной взгляд, острое слово
Метонимия Переименование. Это перенос свойств одного предмета, явления на другой на основе смежности Заварить ромашку (а не чай из ромашки), школа вышла на субботник (замена слова"учащиеся" на название учреждения), читал Маяковского (замена произведения на имя автора)
Синекдоха (является разновидностью метонимии) Перенос наименования предмета с части на целое и наоборот Копейку сберечь (вместо деньги), ягода в этом году вызрела (вместо ягоды), покупатель сейчас требовательный (вместо покупатели)
Гипербола Троп, основанный на чрезмерном преувеличении (свойств, размеров, событий, значения и др.) Я сто раз тебе говорила, весь день простояла в очереди, напугал до смерти
Перифраза Неделимое в семантическом плане выражение, которое в образной форме описывает какое-либо явление, предмет, указывая на его особенность (с негативным или положительным смыслом) Не верблюд, а корабль пустыни, не Париж, а столица моды, не чиновник, а канцелярская крыса, не собака, а друг человека
Аллегория Иносказание, выражение абстрактного понятия при помощи конкретного образа Лиса - хитрость, муравей - трудолюбие, слон - неуклюжесть, стрекоза - беззаботность
Литота То же, что и гипербола, только наоборот. Преуменьшение чего-либо с целью придания выразительности Как кот наплакал, я свою копейку зарабатываю, тоненькая, как тростиночка
Оксюморон Сочетание несовместимого, контрастного, противоречивого Громкая тишина, назад в будущее, горячий холод, любимый враг
Ирония Употребление слова в смысле полностью противоположном его значению с целью насмешки

Заходите в мои хоромы (о маленькой квартире), это тебе обойдется в копеечку (большие деньги)

Олицетворение Перенесение свойств и качеств живых существ на неодушевленные предметы и понятия, которым они не присущи Плачет дождь, шепчется листва, воет вьюга, напала грусть
Антитеза Троп, основанный на резком противопоставлении каких-либо образов или понятий

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел. С. Есенин

Эвфемизм Нейтральное в эмоциональном и смысловом плане слово или сочетание слов, используемое вместо неприятных, грубых, неприличных выражений Места не столь отдаленные (вместо тюрьма), у него своеобразный характер (вместо плохой, тяжелый)

Из примеров становится понятно, что изобразительно-выразительные средства языка, а именно тропы, используются не только в художественных произведениях, но и в живой разговорной речи. Необязательно быть поэтом, чтобы иметь грамотную, сочную, выразительную речь. Достаточно иметь хороший словарный запас и умение выражать мысли нестандартно. Насыщайте свои лексические кладовые чтением качественной литературы, это крайне полезно.

Изобразительные средства фонетики

Тропы - это лишь часть арсенала художественных средств выразительности. То, что призвано воздействовать конкретно на наш слух, называется фонетическими изобразительно-выразительными средствами языка. Однажды вникнув в суть фонетической составляющей художественности языка, на многие вещи начинаешь смотреть другими глазами. Приходит понимание игры слов в стихах школьной программы, изученных когда-то "через силу", раскрывается поэтика и красота слога.

Рассматривать примеры употребления фонетических средств выразительности лучше всего, опираясь на классическую русскую литературу, это самый богатый источник аллитерации и ассонанса, а также других видов звукописи. Но было бы неправильно думать, что примеры изобразительно-выразительных средств языка не встречаются в современном искусстве. Реклама, публицистика, песни и стихи современных исполнителей, пословицы, поговорки, скороговорки - все это отличная база для поиска фигур речи и тропов, просто нужно учится их слышать и видеть.

Аллитерация, ассонанс и другие

Аллитерация - повторение одинаковых согласных или их сочетаний в стихотворении, что придает стиху звуковую выразительность, яркость, оригинальность. К примеру, звук [з] у Владимира Маяковского в "Облаке в штанах":

Вошла ты,

резкая, как «нате!»,

муча перчатки замш,

«Знаете —

я выхожу замуж».

или тут же:

Покреплюсь.

Видите —

спокоен как!

Как пульс покойника.

Помните?...

А вот и пример современный нам. У певицы Юты ("Падать"):

Буду курить да закусывать хлебом,

Пялясь в прихожей на пыльный плафон...

Ассонанс - особым образом организованное повторение согласных звуков (чаще в стихотворном тексте), что придает стиху музыкальность, гармоничность, песенность. Мастерски созданный фонетический прием может передать атмосферу, обстановку, душевное состояние и даже окружающие звуки. Тщательно проработанный ассонанс у Владимира Маяковского несет оттенок текучей безнадежности:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам,

Люде и Оле,—

ему уже некуда деться.

У Владимира Владимировича в любом стихотворении изобразительно-выразительные средства фонетического характера сочетаются с тропами и синтаксическими фигурами. Это авторская уникальность.

Каламбурные рифмы - это построенные на схожести звучания сочетания слов и звуков.

Область рифм — моя стихия,

И легко пишу стихи я,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Д. Д. Минаев

Синтаксические средства выразительности в языке

Эпифора и анафора, инверсия, парцелляция и ряд других синтаксических средств помогают мастеру словесного искусства насыщать свои произведения выразительностью, создавая индивидуальный стиль, характер, ритм.

Одни синтаксические приемы усиливают выразительность речи, выделяют логически то, что хочет подчеркнуть автор. Другие придают повествованию динамичность, напряженность или, наоборот, заставляют остановиться и задуматься, перечитать и прочувствовать. У многих писателей и поэтов есть свой индивидуальный стиль, основанный именно на синтаксисе. Достаточно вспомнить А. Блока:

"Ночь, улица, фонарь, аптека"

или А. Ахматову:

"Двадцать первое. Ночь. Понедельник"

Индивидуальный авторский стиль состоит, конечно же, не только из синтаксиса, тут целый набор всех составляющих: смысловых, языковых, а также ритмики и видения реальности. И все же важную роль играет то, какие изобразительно-выразительные средства языка предпочитает художник слова.

Синтаксис в помощь художественной выразительности

Инверсия (перестановка, переворачивание) - это обратный или нестандартный порядок слов в предложении. В прозе употребляется для смыслового выделения какой-либо части предложения. В стихотворной форме бывает необходима для создания рифмы, акцентирования внимания на самых важных моментах. У Марины Цветаевой в стихотворении "Попытка ревности" инверсия передает эмоциональный надрыв:

Как живется вам — здоровится —

Можется? Поется — как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

А. С. Пушкин считал инверсию едва ли не главнейшим средством поэтической выразительности, его стихи в большинстве инверсионны, оттого так музыкальны, выразительны, просты.

Риторический вопрос в художественном тексте это такой, который не требует ответа.

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! — Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от вас ли?..

А. Ахматова

В лирике Марины Цветаевой излюбленными приемами были риторический вопрос и риторическое восклицание:

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

Эпифора, анафора, эллипс

Анафора - повторение похожих или одинаковых звуков, слов, фраз в начале каждой строки, строфы, предложения. Классический пример - стихи Есенина:

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума....

Ах, постой. Я ее не ругаю.

Ах, постой. Я ее не кляну...

Эпифора - повторение одних и тех же элементов в конце фраз, строф, строк.

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья...

Глупое сердце, не бейся.

Обе стилистические фигуры больше характерны для поэзии, чем прозы. Такие приемы встречаются во всех видах и жанрах литературы, включая устное народное творчество, что очень естественно, учитывая его специфику.

Эллипс - пропуск в художественном тексте какой-либо языковой единицы (ее легко восстановить), при этом смысл фразы не страдает.

То, что вчера — по пояс,

Вдруг — до звезд.

(Преувеличенно, то есть:

Во весь — рост.)

М. Цветаева

Это придает динамичность, лаконичность, выделяет в предложении нужный элемент интонационно.

Чтобы четко ориентироваться во всем многообразии языковых фигур и профессионально разбираться, как называется изобразительно-выразительное средство, нужен опыт, знание теории и языковых дисциплин.

Главное - не переборщить

Если воспринимать окружающую информацию через призму языковых средств выразительности, можно прийти к выводу, что даже разговорная речь обращается к ним достаточно часто. Не обязательно знать, как называется изобразительно-выразительное средство языка, чтобы использовать его в речи. Скорее, это происходит неумышленно, незаметно. Другое дело, когда в средствах массовой информации потоком льются различные фигуры речи, к месту и не совсем. Злоупотребление тропами, стилистическими приемами, другими средствами выразительности делает речь тяжело воспринимаемой, перенасыщенной. Особенно грешит этим публицистика и реклама, видимо потому, что пользуется силой языка преднамеренно, для воздействия на аудиторию. Поэт в порыве творческого процесса не задумывается, какое изобразительно-выразительное средство использовать, это спонтанный, "эмоциональный" процесс.

Язык - сильнейший инструмент в руках классиков

Каждая эпоха накладывает отпечаток на язык и его изобразительные средства. Язык Пушкина далек от творческого слога Маяковского. Поэтика цветаевского наследия резко отличается от уникальных текстов Владимира Высоцкого. Поэтический язык А. С. Пушкина пронизан эпитетами, метафорами, олицетворениями, И. А. Крылов - поклонник аллегории, гиперболы, иронии. У каждого писателя свой стиль, созданный им в творческом процессе, важную роль в котором играют его излюбленные изобразительные

*ТРОП – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении.

ВИДЫ ТРОПОВ:

ЭПИТЕТ – образное (художественное определение предмета; метафорическое прилагательное, в котором заключён меткий признак сравнения (лебяжий снег – снег белый, мягкий и лёгкий, как лебяжий пух) . Отвечает на вопросы: какая (-ой,-ое) , каковы? :

А волны моря с печальным рёвом о камни бились.(М.Г.) ;

Между тучами и морем гордо (нар.)реет Буревестник.(М.Г.) ;

Мороз-воевода (сущ.) дозором обходит владенья свои. (Н.) ;

…приятна мне твоя прощальная краса. (П.) ;

По ограде высокой и длинной

Лишних роз к нам свисают цветы.

А. Блок

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: дороженька столбовая, синее море, красна девица, добрый молодец, скатный жемчуг, мать-сыра земля, поле чистое, тучи чёрные.

Иногда роль эпитета играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния:

Она Тарквинию с размаха Звенела музыка в саду

Даёт пощёчину, да, да! Таким невыразимым горем .

Пощёчину, да ведь какую ! А. Ахматова

А. Пушкин, «Граф Нулин»

СРАВНЕНИЕ – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

В сравнении присутствуют 2 компонента:

1) то, что сравнивается;

2) то, с чем сравнивается.

Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может указывать на сходство (похож на…) :

Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной. (П.)

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

Ты всех милее, всех дороже , русская, суглинистая, жёсткая земля.

Под ним Казбек, как грань алмаза , снегами вечными сиял. (Л.)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (М.Г.)

Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы .(А. Грин)

На глаза осторожной кошки Тогда я демонов увидел чёрный рой,

Похожи твои глаза. Подобный издали ватаге муравьиной

А. Ахматова А. Пушкин

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

Б. Пастернак

Неопределённое сравнение, выражающее превосходную степень состояния:

А когда ночью светит месяц,

Когда светит…чёрт знает как !

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

С. Есенин

Сравнение может быть развёрнутым. В нём раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой группы явлений:

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие». (Г.)

В русском фольклоре и его литературных стилизациях, в древнерусской литературе часто встречаются отрицательные сравнения:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит, -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

(С.Н. Стромилов)

МЕТАФОРА – 1)это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений; 2)это скрытое сравнение, в котором присутствует только то, с чем сравнивают. То, что сравнивается, лишь подразумевается. Метафора в различных формах присутствует во всяком поэтическом тропе. Наша бытовая речь пестрит метафорами: он потерял голову, торговая сеть, кружится голова, идёт дождь. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой своими свежестью и новизной. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка . (месяц) ;

Пчела из кельи восковой летит за далью полевой. (П.) (келья – «улей») ;

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (П.) (весна – «юность») ;

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришв.) (заря – «начало»).

Если метафорическое выражение раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая метафора называется развёрнутой метафорой. Этот приём применён М. Лермонтовым в стихотворении «Чаша жизни» , где за основу взята ходовая, почти бытовая метафора «пить чашу жизни»:

Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё , что обольщало нас,

С завязкой исчезает –

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта

И что она – не наша!

Такие выражения, как «железный стих» , «утро седое» , «шёлковые ресницы» , одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это перенесение свойств человека на животных, неодушевлённые предметы, явления природы и отвлечённые понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство , и руку будет мне лизать , и в очи смотреть , в них знак моей читая воли. (П.) ; Утешится безмолвная печаль , и резвая задумается радость …(П.)

Олицетворение является особым видом метафоры:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

С. Есенин

МЕТОНИМИЯ – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями. Связь эта может быть:

1)между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел. (Кр.) ;

Читал охотно Апулея ,

А Цицерона не читал.

А. Пушкин

3)между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам. (П.) ;

4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (Гр.) ;

5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: Всё поле охнуло. (П.)

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы» , «вроде» , «подобно» и т.д. С метонимией этого сделать нельзя.

СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии, основанная на замене большего на меньшее или, наоборот, меньшего на большее. Обычно в синекдохе употребляется:

1)единственное число вместо множественного: Всё спит – и человек , и зверь , и птица .(Г.) ; Отсель грозить мы будем шведу …(П.) ;

и рубля

не накопили строчки.

В. Маяковский

2)множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны . (П.) ;

3)часть вместо целого: «Имеете ли в чём-нибудь нужду?» - «В крыше для моего семейства». (Герц.) ;

Чтобы у ног вы увидали Скажите: скоро ль Варшава (т.е Польша)

Мундир , и шпоры , и усы ! Предпишет гордый свой закон?

М. Лермонтов А. Пушкин

4)родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило . (М.; вместо солнце) ;

5)видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку . (Г.; вместо деньги).

ИРОНИЯ – это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (прямому) , с целью насмешки: Отколе, умная , бредёшь ты, голова ? – Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (Кр.)

Противоположный смысл может быть придан значительному по объёму контексту, а также целому произведению, как в стих-и М. Лермонтова «Благодарность»:

За всё , за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё , чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

САРКАЗМ – особо едкая и язвительная ирония.

О словах, замечаниях и т.п. , а также о лице, взгляде, улыбке и т.п. :

Иронический – заключающий в себе, выражающий тонкую, скрытую усмешку;

Саркастический – заключающий в себе. выражающий ядовитую, злую насмешку;

Сардонический – издевательски-насмешливый, злобно-язвительный.

АЛЛЕГОРИЯ – это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа: весы – правосудие, крест – вера, якорь – надежда, сердце – любовь. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы: хитрость – лиса, жадность и злость – волк, коварство – змея, трусость – заяц.

«8.Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9.потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

(Книга притчей Соломоновых).

Прекрасный Царскосельский сад,

Где льва (т.е. Швецию) сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад…

А. Пушкин

Аллегория распространена в изобразительном искусстве: женщина с повязкой на глазах и весами в руках – правосудие.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ.

ГИПЕРБОЛА – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал.(М.);

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Г.)

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Пройдёт – словно солнце осветит! Я видывал, как она косит:

Посмотрит – рублём подарит! Что взмах – то готова копна.

Н. Некрасов

ЛИТОТА – 1)противоположность гиперболе, или обратная гипербола, содержащая непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…(Н.) ; в русском фольклоре – Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик.

Другое значение литоты – 2)определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного: Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова. (П.) ; он неглупый (вместо он умный).

Пример одновременного использования гиперболы и литоты: Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить ; другой имеет рот величиною в арку Главного штаба , но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Г.)

В литературных произведениях гипербола и литота могут передавать высокую патетику или служить средством сатиры и юмора:

«…И гостья при таких словах вся обратилась в слух: ушки её вытянулись сами собою, она приподнялась, почти не сидя и не держась на диване, и, несмотря на то, что была отчасти тяжеловата, сделалась вдруг тоне, стала похожа на лёгкий пух, который вот так и полетит на воздух от дуновения». (Н. Гоголь)

ПЕРИФРАЗА (или ПЕРИФРАЗ) – это оборот, состоящий в замене названия слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки названного прямо предмета или лица. : автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов) ; царь зверей (вместо лев) ; творец Макбета (Шекспир) ; певец Литвы (Мицкевич) ; певец Гяура и Жуана (Байрон).

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных звуков.

Буг ристы берег а, благ оприятны влаг и,

О, г оры с г роздами, г де г реет юг яг нят,

О, г рады, г де торг и, г де мозг окружны браг и…

М. Ломоносов

Одним из элементарных видов аллитерации является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолётов над осаждённым Ленинградом) :

Вверху р ычат гер манские мотор ы:

- Мы фюр-р ер а покор ные р абы,

Мы пр евр ащаем гор-р ода в гр-р обы,

Мы – смер ть…Тебя уже не будет скор-р о.

АССОНАНС – 1)повтор гласных или групп гласных:

Забил заряд я в пу шку ту го

И ду мал: у гощу я дру га!

М. Лермонтов

2)неполная рифма, основанная на тождестве (иногда неполном) лишь ударных гласных при несовпадении согласных звуков:

Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть .

Войду, сниму пальто, опомнюсь ,

Огнями улиц озарюсь.

Б. Пастернак

Подолгу наблюдали мы закат ,

Соседей наших клавиши сердили .

К старинному роялю музыкант

Склонял свои печальные седины .

Б. Ахмадулина

*СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова. В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.

АНАФОРА (или единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Лексическая анафора:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

М. Лермонтов

Синтаксическая анафора (повторение однотипных синтаксических конструкций) :

Я стою у высоких дверей,

Я лежу за работой твоей.

М. Светлов

Строфическая анафора:

Земля !..

От влаги снеговой

Она ещё свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Земля !..

Она бежит, бежит

На тыщи вёрст вперёд.

Над нею жаворонок дрожит

И про неё поёт.

А. Твардовский

ЭПИФОРА (или концовка) – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) , стихотворных строк: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Г.) ;

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

А. Блок

КОЛЬЦО – это обрамление, повторение в конце каких-либо элементов его начала:

Подарю я шаль из Хоросана

И ковёр ширазский подарю .

С. Есенин

Кольцо всего стихотворения иногда называют кольцевой композицией: в стихотворении А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман…» последняя строка дословно повторяет первую.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач) ;

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

В. Хлебников

Параллелизм может быть композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии

АНТИТЕЗА – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин). Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (посл.) ;

Полюбил богатый бедную ,

Полюбил учёный глупую ,

Полюбил румяный бледную ,

Полюбил хороший вредную :

Золотой полушку медную .

М. Цветаева

Антитеза лежит в основе многих крупнейших произведений, что нашло отражение в их заглавиях: «Война и мир» Л. Толстого; «Преступление и наказание»

Ф. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

ОКСЮМОРОН (или ОКСИМОРОН) – это сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление: сухое вино; честный вор; свободные рабы; горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание; «Живой труп» (Л.Т.); «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский) ;

А. Пушкин Той грустной радостью , что я остался жив.

Порой влюбляется он страстно С. Есенин

В свою нарядную печаль .

М. Лермонтов

Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

А. Ахматова

ГРАДАЦИЯ – такое расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости, благодаря чему создаётся нарастание (или ослабление) производимого ими впечатления.

Восходящая градация: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков) ; Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

Нисходящая градация:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану ,

Ни крупицы не прощу врагам.

О. Берггольц

ИНВЕРСИЯ – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок. Инверсия усиливает смысловую нагрузку членов предложения и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно-эмоциональный: С ужасом думала я, к чему всё это ведёт! И с отчаянием признавала власть его над моею душою. (П.) ; Вывели лошадей. Не понравились они мне. (И. Тургенев).

ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) ; Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (С.-Щ.) Использование эллипсиса придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

УМОЛЧАНИЕ – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном: Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, Что уж барону время умереть. (П.) ; Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…На них можно только указать – и пройти мимо. (Т.).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчёркнутое обращение к кому- или чему-либо: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (П.) ; О ты , чьих писем много, много в моём портфеле берегу. (Н.) ; Тише, ораторы ! Ваше слово, товарищ маузер . (М.).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (или слушателя) к тому или иному явлению, чтобы высказать утверждение в вопросительной форме: Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) ; Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (П.) ; И какой русский не любит быстрой езды? (Г.).

МНОГОСОЮЗИЕ – такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом «и»). При помощи многосоюзия подчёркиваются целеустремлённость и единство перечисляемого: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Г.) ; Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко).

То же при повторении союза между частями сложносочинённого предложения: По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (А. Куприн).

Большую выразительность приобретают строки, где рядом с многосоюзием применяется противоположное бессоюзие:

Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.

Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Безумный город превратился в склеп,

Где гулко отдавалась канонада.

Г. Шенгели

БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины; речь приобретает большую сжатость, компактность: Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон…(П.) Бессоюзное перечисление предметных названий может быть использовано для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах…(П.).

Бессоюзное соединение однородных членов говорит о незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда. Соединение однородных членов повторяющимся союзом и мысль о неисчерпанности перечисляемого ряда выражает наиболее ярко. Одиночный союз и , соединяющий два последних однородных члена, придаёт перечислению характер законченности.

Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

По центру расположены примеры использования изобразительных средств русского языка.

Лексика

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.

(п) «Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль»

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.

(п) «Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей Вселенной»

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.

(п) «Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы»

Гипербола – преувеличение.

(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.

(п) «Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.

(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)

Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.

(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.

Литота – преуменьшение.

(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»

Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.

(п) « За все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…

За все, чем я обманут был»

Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.

(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.

(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

(п) «Да это просто колдовство!»

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

(п) «Какое лето, что за лето?»

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.

Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы - строки, строфы и т.д.

(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»

Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.

Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.

Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.

(п) «Деточка, все мы немного лошади!

Каждый из нас по-своему лошадь…»

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.

(п) «Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку…»

Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.

(п) «Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…»

Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.

(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»

Антитеза – противопоставление.

(п) «Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…»

Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.

(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»

Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,

(п) «ночами без улыбки вырос сын»

Аллитерация – повтора или созвучия гласных

(п) «Где роща ржуща ружей ржет»

Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)

Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).

(п)«Я пережил и многое и многих»

Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация...

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka