Что такое история древнего востока. Запретная история. Список использованных источников

Страны Востока - это государства, входящие в азиатско-тихоокеанский регион, который включает в себя Юго-Восточную, Северо-Восточную и Восточную Азию. Принадлежность стран определяется географическим положением, а также этническими признаками. В категорию "Страны Востока" входят все государства, расположенные в азиатском регионе, а также на его периферии. Список может содержать страны Ближнего и Среднего Востока.

Северная Корея

Северная Корея образована в 1948 году как государство с народно-демократическим устройством. У власти находится Трудовая партия Кореи, с первым секретарем Центрального Комитета во главе, в настоящее время это Страна живет по незыблемым принципам идеологии "чучхе", которая проповедует тоталитаризм.

Южная Корея

Является прогрессивной, динамично развивающейся страной, государственное устройство - президентское правление в сочетании с демократическим парламентом. На первом месте по экспортной значимости находится судостроение, затем следует автомобильная промышленность.

Камбоджа

Страна крайне нестабильная в политическом и экономическом отношении. Отличается несогласованностью правящих структур, на протяжении последних десятилетий было несколько войн и государственных переворотов. Обстановку в стране нагнетают одиозные личности, вроде предводителя Пол Пота.

Индонезия

Страна с непростой историей, долгое время находилась под колониальным влиянием Голландии, затем в 1811 году перешла под юрисдикцию Великобритании. В настоящее время является президентской республикой на унитарной основе. Президент также возглавляет правительство. Законодательный орган - это Народный консультативный Конгресс. Экономика номинально считается рыночной, однако заметно влияние государственных структур, значительное количество крупных промышленных предприятий принадлежит государству.

Монголия

История Монгольской Народной Республики получила свое начало в 1924 году, когда не без участия Советского Союза у власти встали Чойбалсан, Омар и Генден. И. В. Сталин пытался насаждать коммунистическую идеологию, настраивал новое монгольское руководство на полное уничтожение буддизма в стране, но успеха в своих устремлениях "отец народов" не имел. В настоящее время Монголия развивается и живет по рыночным законам. Руководит страной Великий народный хурал. Законодательным органом является Великий государственный хурал, иначе говоря, парламент.

Малайзия

Государство состоит из двух частей. Западная расположена на полуострове Малакка, восточная - на острове Калимантан. Страна устроена по принципу федеративной конституционной монархии и состоит из 13 штатов. Монархи не наследуют трон, а выбираются раз в пять лет. Парламент состоит из верхней и нижней палаты, исполнительная власть - это правительство во главе с премьер-министром. Экономика страны находится на подъеме за счет значительных объемов экспорта сельхозпродукции, а также добычи и экспорта нефти.

Сингапур

Сингапур - город-государство - существует с древних времен, первое упоминание датируется III веком н.э. Как страна Сингапур впечатляет своей необычностью, он рассредоточен на 63 островах, большинство которых расположены на экваторе. Климат, таким образом, в стране экваториальный. Сингапур считается государством с самым низким уровнем преступности в мире. Является островным агломератом с высокоразвитой экономикой.

Тема 2. Политогенез. Государства Древнего Востока

      Пути политогенеза, и этапы становления государственности.

Приблизительно в III-II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV-III тысячелетий до н. э. И, тем не менее, грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.

Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

В течение многих тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. С развитием общества происходит осознание важности хорошего управления, а лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно должность вождя и старейшины становится пожизненной. Любое сообщество людей не может существовать без определенного порядка, без регулирования межличностных отношений. Опыт людей постепенно формирует систему социальных норм, регулирующих производство и распределение, семейные и общественные отношения.

Важнейшей ступенью в становлении государственности стала неолитическая революция. Повышение производительности труда привело к возникновению избыточного продукта и возможности накопления общественных богатств. С развитием производительных сил происходят изменения и в социальной сфере. Произведенный продукт по-прежнему обобществлялся и затем перераспределялся вождями и старейшинами, поэтому именно в руках скапливались излишки продукта, и, как следствие зависимость остальных членной общины становится еще и экономической. Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную группу, которая осуществляет власть - управлять становится выгодно. Власть сильного и авторитетного вождя постепенно распространяется на соседние общины Выборность вождей и старейшин становится все более формальной, и, в конце концов, должности начинают передаваться по наследству. Таким образом, происходит отделение органов власти от родоплеменной организации и формируются протогосударственные образования.

Появление протогосударственных объединений сопровождались многочисленными войнами между ними. Война становится не только одним из важнейших промыслов, но и способствует укреплению положения военного вождя, вокруг которого формируется войско. В ходе войн расширяются территории, а так же усложняется структура управления, т.е. формируется государственность. Государство отличает наличие как минимум четырех признаков – это наличие определенной территории, развитых органов управления, налоговой системы и системы правосудия.

2.2. Государства Древнего Востока.

Уже в IV-III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н. э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии - китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская - в Передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана - могущественная цивилизация персов, в Италии - римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа. Все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди очень сильно зависели от окружающей их среды. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, изменять природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли огромную роль в их жизни, поэтому эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в дельтах рек способствовала развитию земледелия. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Экономика государств Древнего Востока. Особенность экономического развития государств Древнего Востока заключалась в преобладании государственного сектора экономики и общинной формой ведения хозяйства. Землей и другими ресурсами распоряжалось государство или храм, вместе с тем общинники имели наследственное право на обработку земли. Повинности общинников имели различную форму: выделение части урожая, трудовая повинность.

Власть в государствах Древнего Востока. Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства - восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари занимали исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» - он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую. В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества. В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него.

Все эти пышные титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Структура общества. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля, росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Воины , находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники , большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные крестьяне-общинники . Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти целиком была поглощена властью и скорее всего, входила в состав царских, храмовых и вельможных хозяйств. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя было продать. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей. Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы. Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативной.

Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники - например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи. И все же труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

Законодательство. Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода. Когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). Но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, - это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение. Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступления против жрецов и храмов, наносил вред или похищал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убежища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволялось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим отцом - свободным, тоже становились свободными и могли наследовать имущество. Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели.

Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении - они были гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого, собственно, невозможна была бы жизнь общества. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать.

Религия. В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов. Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники - все это считалось одушевленным и сходным с человеком. В природе древний человек, еще довольно беспомощный, видел некие незримые и таинственные могучие силы. Но их не пытались, да и не могли исследовать, анализировать с помощью разума. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов. Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Зарождение основ науки. Конечно, на протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действительность не только через мифы. Постепенно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру. Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, так как само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Кроме того, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не случайно в Египте библиотеки, находившиеся при храмах, называли «домами жизни». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта стали появляться первые естественнонаучные знания.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Схема 1 Особенности цивилизаций Древнего Востока

Цикличность развития

Политическая власть в государствах структурировалась по вертикали

Вся полнота власти в руках правителя (царя, императора, фараона)

Египет (3200 г до н.э.-525 г. до н.э.

Вавилон (3000г.до н.э. – 538 г. до н.э.)

Ассирия (3000г.до н.э. – 605 г. до н.э)

Финикия (конец 3000 до н.э. – 322 г. до н.э.)

Стабильность Традиционализм

Отличительная черта общественного сознания - сосредоточенность надуховности

Общественная жизнь построена на принципах коллективизма

Древний Восток — общее название многих стран, располо-женных в Африке и Азии, в которых возникли и развивались первые цивилизации. Весь остальной мир ещё тысячи лет оставался первобытным. Первыми появились цивилизации Египта, Месопотамии (Междуречья), Индии и Китая. Именно там протекают большие полноводные реки. В Египте это Нил, в Междуречье — Евфрат и Тигр, в Индии — Инд, в Китае — Хуанхэ .

В истории государств Древнего Востока было много сходно-го: ранние цивилизации в Египте, Междуречье, Индии и Ки-тае появились в период бронзового века на основе широкого развития земледелия в долинах рек. Повсюду первоначально образовывалось множество небольших государств, которые затем объединялись в одно большое царство. Самым ранним и наиболее сильным государством был Египет.

Но в историческом развитии древних египтян, шумеров, индийцев и китайцев были и различия. Они изобрели раз-ные системы письма, поклонялись разным богам, создали собственные мифы и сказания, по-разному строили храмы, дома, дворцы. Поэтому можно говорить о древнеегипет-ской, шумеро-вавилонской, индийской, китайской и других культурах .

Древний Восток в железный век

Около XII (12) века до н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой исто-рии начался новый период — железный век .

Месторождения меди встречаются на земле нечасто, а же-лезо есть во многих местах. Со временем появилось множест-во железных орудий.

Железо прочнее меди и бронзы, поэтому железными инстру-ментами удобнее работать. Перед железным топором отступали дремучие леса, плуг с железным лемехом распахивал самые твёрдые почвы. С войском, вооружённым железным оружием, правители подчиняли себе более многочисленное население.

Освоение железа различными народами шло несколько ве-ков. Раньше всего обработка железа распространялась в Запад-ной Азии — так называют земли к востоку от Средиземного моря. Об истории государств Западной Азии пойдёт речь в этой главе.

Железный век наступил также в Индии и Китае. Плуг с же-лезным лемехом позволял распахивать земли, далёкие от реч-ных долин с их мягкими почвами, а железный топор — расчи-щать дремучие леса. На крупных реках стали строить плотины и орошать земли, чтобы получить хороший урожай. Материал с сайта

Великие державы Древнего Востока

Наступление железного века привело к значительному рас-ширению территории древних цивилизаций. Появились но-вые государства — Мидия, Лидия, Израиль. Финикийские ко-лонии распространились далеко на запад.

Вместе с тем государства стали богаче, государственная власть — прочнее. Ассирийские цари создали первую в истории военную державу.

В Индии и Китае также образова-лись новые государства, превосходившие своим могуществом другие страны и подчинившие своей власти многие народы, — держава Маурьев в Индии, империи Цинь и Хань в Китае, Пер-сидская держава.

Именно они сделали новый виток, и вышли на следующую ступень развития, в котором человеческое общество стало быстро совершенствоваться во всех областях. Они определили всё последующее развитие человечества, поэтому к изучению истории Древнего мира никогда не пропадает интерес.

Так что же смогли сделать древние люди, чтобы выйти на следующий этап развития?

  1. Создали прибыльные производственные хозяйства, ввели рациональную экономику, что разительно отличается от первобытного строя, для которого характерно безвыгодное ведение хозяйства.
  2. Произошло социальное расслоение общества, появились классы бедняков и богатых (для первобытного строя характерна родовая община). Возникла частная собственность (для первобытных людей, безусловно, характерна коллективная собственность).
  3. Появился институт государства и права, социальные разногласия и споры решались на более высоком уровне по сравнению с примитивным обществом, где при выяснении отношений следовали традициям праотцов или созывали совет старейшин.
  4. Образовали города, которые стали административными, культурно-религиозными, военными центрами областей и районов. Здесь были сконцентрированы материальные, умственные ресурсы.
  5. Строили архитектурные, монументальные сооружения - в Египте, храмы в Греции, зиккураты в Месопотамии.
  6. Придумали письменность (пиктограмма, клинопись, иероглифы) с помощью которых люди могли оставлять потомкам информацию, передавать опыт и знания.

Развитие общества по сей день идёт по тому же пути, что прошли и первые цивилизации. Поэтому их опыт, знания, закономерности имеют всемирную историческую значимость.

Колыбелью древних государств были долины рек Нила, Евфрата и Тигра. Это первые крупные империи египетских фараонов, вавилонян, ассирийцев, которые сложились из маленьких общин. Подобное развитие шло и на Индостанском полуострове, и в Китае, где также сложились ранние развитые цивилизации, в низменностях рек Инда, Ганга, Хуанхэ.

Первые цивилизации создали прототип письменности, построили центры - города, образовали первые древнейшие государства, добились таких высот в культуре, архитектуре, искусстве, что и по нынешний день ими все не устают восхищаться. Через несколько столетий новые государства стали появляться за границами речных долин. Центры культур и государственности были созданы в Северной Африке, Ближнем Востоке, Азии. Весь этот многоликий мир цивилизаций и есть .

Он занимал обширную территорию, которая простиралась от Карфагена, построенного финикийцами - располагается на территории современного Туниса до государств, расположившихся на нынешних землях Японии и Китая. От Эфиопии, где селились выходцы из Сабейского царства до Кавказских гор.

На этой громадной площади образовалось множество государств, имевшие огромное значение в мировой истории, культурным наследием которых поныне восторгаются. Это Древнеегипетское царство (с одним из чудес света - пирамидами), Вавилонское государство (с дошедшими до нас законами Хаммурапи), Хеттское царство, Ассирия (воины которой владели передовыми стратегией и тактикой), царство Аккад, . Множество небольших недолговечных государств (Митанни, Урарту), финикийские города - государства, цивилизации, зародившиеся в районах Палестины и Сирии, а также Фригия, Лидийское царство.

Все эти государства существовали не в одно время. Самые первые цивилизации появились во второй половине IV века до н. э., а перестали существовать в 30–20-х годах IV века, когда войска Александра Македонского завоевали необъятные просторы древних государств, включая Персию, Малую Азию, Сирию, Египет. Одно из последствий завоевания Ближнего Востока Александром Македонским стало то, что греческая культура проникла в Египет и в Азию, это изменило ход истории. На завоёванных территориях стали образовываться эллинистические государства (Каппадокия, Пергамское царство, Вифиния, Комагена, Понтийское царство), историю которых рассматривают в разделе античной истории. На территории Средней Азии, Индии, Китая древние общества существовали до III –V вв., пока им на смену не пришёл феодальный строй. Итак, история первых цивилизаций насчитывает почти III тысячелетия.

Природные условия. Особенности экономики

Древний Восток занимал большую территорию, которая отличалась климатическими поясами, природными ресурсами. Но одни из древнейших цивилизаций образовались в благоприятных климатических условиях, в области субтропического климатического пояса, в котором очень жаркое, сухое лето с малым количеством осадков и мягкая зима. Также они имеют ещё одно сходство - все они образовались в низменностях рек с внушительными бассейнами. Эти крупные реки имели немаловажное значение в развитие первых государств - Нил (Египетское царство), Тигр, Евфрат (Шумеро - Аккадская цивилизация), Инд, Ганг, Хуанхэ. Плодородные долины, оптимальные условия для земледелия способствовали развитию хозяйственной деятельности человека.

В то же время разливы рек весной, засуха летом требовала от людей прилагать больше усилий и знаний, чтобы сделать орошаемую систему полей, построить водохранилища, проследить за уровнем воды рек, как в нильской долине или Евфрата. Либо построить плотину, укрепить берега, бороться с наводнениями, отводить лишнюю воду от полей, как в гангской долине или Хуанхэ. Одного коллектива для решения таких задач было мало, поэтому люди стали объединяться с другими общинами, что привело к образованию небольших городов, которые получили название «номовые государства».

Образование первых древних цивилизаций приходится на бронзовый век, целых два века народы не знали железа. Поэтому орудия труда из камня, меди, бронзы были малоэффективны для работы, людям приходилось налаживать совместное кооперированное сотрудничество. Что способствовало накоплению определённого опыта по земледелию, орошению, строительству.

Реки были богаты рыбами, что являлось большой подмогой в довольствие людей. В этих областях произрастало многообразие дикорастущих злаков, которые люди смогли окультурить и положить начало в выращивании таких злаковых растений, как пшеница, просо, овёс, рис, ячмень, а также хлопка, льна, винограда, чая. Разнообразие фауны позволило человеку приучить некоторые виды диких животных (коз, верблюдов, лошадей, овец, ослов) и заняться культурным скотоводством. Во многом переход народов Ближнего Востока от кочевого образа жизни к оседлому положило начало новому этапу развития.

В долинах рек всё было создано для развития земледелия, скотоводства, рыбной ловли, но они были бедны металлами (оловом, медью), которые требовались для производства орудий труда, деревом, камнем (необходимых для строительства сооружений и домов). Зато область пустынь, нагорий, гор имела это сырьё в большом количестве. И уже с IV тысячелетия до н. э. жители долин устанавливали взаимосвязь с населением горных районов (Нубия, Синай, Армянское нагорье), обменивались продуктами и сырьём. Но небольшой выпуск товаров и низкий уровень продаж приводил к грабежам, перераставшие в захватнические войны с целью изъятия сырья или прикрепления территории с сырьевыми ресурсами к государству завоевателей. Так, появились первые военные державы, владения которых не ограничивались речными долинами, но и захватывали горные и пустынные области.

Таким образом, шаг за шагом в долинах рек формировались поселения. Сначала «номовые государства», затем военные державы, обносившие свои поселения для безопасности оборонительными укреплениями. Численность народонаселения увеличивается и возникает такое понятие, как город. Город - это нечто новое для того времени. Он стал центром сосредоточения органов управления, религиозных служителей. Здесь нашли приют ремесленники, которые обслуживали не только городское население, но и ближайшую сельскохозяйственную окрестность. Здесь впервые возникает такая отрасль экономики, как перерабатывающее производство - из металлов (бронзы и меди) в большом количестве производят орудия труда, домашнюю утварь, оружие, украшения.

Социальные отношения. Община

Образование первых городов стало настоящей революцией, которая привела к тому, что общество ушло от примитивных первобытных отношений. Социальная структура стала сложнее. Это уже не та родовая община, в которой практически все равны, это ярко выраженное разделение на классы. Люди теперь различаются по знатности, богатству, влиянию. Широкое распространение получила новая форма зависимости «рабство».

Её возникновение стало возможным, и в какой-то мере необходимой на этом этапе развития общества. Хозяйственная деятельность человека приносила хорошие плоды, человек полностью смог удовлетворить свои потребности, при этом у него оставались и излишки. Это позволяло при военных действиях не убивать пленников, а забирать их с собой, превращая в рабов. С ростом производства рабочих рук стало не хватать, а прокормить ещё одного работника труда не составляла.

Основная функция раба работать на своего господина, они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Появление класса рабов больше усложнил структуру общества, возникло деление на богатых и нищих, знатных и простолюдинов. В сельскохозяйственных районах хозяин легко мог опуститься до положения раба из-за неурожая, стихийных бедствий. Количество рабов неуклонно растёт, они пользуются спросом и постоянно поставляются из разных мест. Рабами были, прежде всего, военнопленные, также существовало наследственное рабство (дети рабов тоже становились рабами).

Появляется ещё одна прослойка - это люди, которые работают в храмах или государственных учреждениях за еду. Формально это свободные люди, имеющие семьи, но по статусу они стоят на одной ступени с рабами, это подневольные работники.

При этом государству требовались многочисленные аппараты чиновников, постоянная армия. Аппарат власти назывался государством. Верхушка власти была самостоятельной структурой, на неё не оказывало влияние общинное самоуправление. Кроме этого, необходимо было сохранить для потомков информацию о своих победах, важных событиях, успехах. Вперед выходят люди творческих профессий - литераторы, писцы, художники. Появляются философские школы. Характерной чертой древних цивилизаций является абсолютное уважение к знаниям, возникновение мифологических героев, вознесение легендарных мудрецов, живших в это время. Духовная жизнь общества была многообразна. Образование новых «прослоек» людей, профессий постепенно формируют в Древнем Востоке три основных класса.

Социальная структура общества представляет собой пирамиду. В самой вершине которой, находился класс знати. К нему относились правители, жрецы, чиновники, военные.

Значительную часть общества представляли крестьяне-общинники, а также ремесленники, торговцы, составляющие второй класс.

Класс, занимавший самый низ пирамиды - класс рабов и подневольных работников.

Внутри каждого класса было тоже расслоение по имущественной состоятельности, по правовому положению. Взять хоть класс рабов, где были и рабы-чужеземцы, которые приравнивались к вещам, они не имели никаких прав, полностью принадлежали хозяину, и вся жизнь их проходила в работе. Рабы-должники, сохранявшие свои права, и по выплате долга становились вновь свободными людьми, также было распространено патриархальное рабство в семье, когда младшие члены подчинялись безоговорочно старшему.

В классе мелких производителей выделяли свободных землевладельцев и зависимых (от долговой кабалы или аренды земли), ремесленники различались по имущественной состоятельности.

Но для Востока характерно то, что каждый класс представлял собой общину (семью, касту, секту), которая имела свои правила и законы, нормы поведения, отличавшиеся от остальных общин. Люди в них были сплочены и организованы внутри, каста обеспечивала защиту от произвола. Человек представлял себя несамостоятельной личностью, а частью коллектива.

Такая внутренняя структура облегчала государству контролировать общество, чиновнику только оставалось призвать главу касты, чтобы решить проблемы или добиться желаемого. По возникновению, касты были похожи на родовые общины первобытных людей, но по содержанию, структуре это было новое явление. Каста утратила черты родовой общины и представляла собой организацию соседей, которые контактировали между собой.

Наличие таких разных классов приводило к открытым столкновениям, в истории известны мятежи рабов, подневольных и зависимых работников, нередко возмущения возникали в господствующем классе между военными и жрецами.

Достаточно многосложное устройство общества говорит о высоком развитии народов Древнего Востока, в сопоставление с первобытными людьми. Однако темп развития Древнего Востока замедлился, экономические, политические и социальные отношения не обрели такого влияния и масштаба, как в древнегреческом и древнеримском обществах. Это связано с экономическим застоем, слабым развитие производства, небольшим разделением труда, медленным развитием технологий и техники. В обществе сохранилась коллективная форма производства, что тормозила развитие частного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что небольшая семья или поселение не в силах было, справится с речной стихией, для строительства дамб, каналов, водохранилищ требовалось объединить усилия многих общин.

Quator . ru –студенческий портал России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам.

Quator . ru – Все лучшее студентам!

1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

    В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

    Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

Типы государств древнего востока

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

    IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

    II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

    Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждо й из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4-III тыся­челетие до н. э.) на Древнем Востоке сущес­твуют три основных цивилизационных центра - египетский, шумерский и древ­неиндийский. Это первые в мире циви­лизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования - так назы­ваемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно раз­розненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II - первая половина I тысячелетия до н. э.) картина историчес­кого развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточ­ном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месо­потамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агро­техники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных метал­лических сплавов, и в первую очередь брон­зы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются междуна­родные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за пре­обладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замас­кированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попыт­ки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внеш­ней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Боль­шое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализи­рованные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV-XIV вв. до н. э. разво­рачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I ты­сячелетия до н. э.- середина I тысячелетия н. э.) - это заключительные этапы сущес­твования древневосточных обществ. В Пе­редней Азии военная Ассирийская монар­хия уступает место гегемона Новому Вави­лону и Мидии. В VI-TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Вклю­чение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Запад­ной Индии привело к усилению междуна­родных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развива­ющейся в относительной изоляции. Торго­вые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий-буддизм. Многие государства Ближнего Востока всту­пают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате форми­руется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации. Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

    Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)