Исторически наиболее ранней формой мировоззрения является. Исторические типы мировоззрения: понятия и трактовки Основные исторические формы мировоззрения

Предисловие

Настоящее издание, написанное в соответствии с государственными образовательными стандартами по философии для высшей школы, ставит своей основной задачей познакомить студентов, аспирантов, а также широкий круг читателей, интересующихся философией, с современной философской проблематикой и побудить их к выработке собственной фи-лософской позиции. Авторы стремились показать различные подходы к решению наиболее важных философских проблем и ставят задачей помочь обучающимся на основе знания историко-философского материала обрести умение самостоятельно мыслить и независимо судить о сложных и жизненно важных вещах, опираясь на достижения современной науки и философии.

Философские проблемы относятся к числу «вечных». Они ставились на протяжении всей истории этого предмета, и каждая точка зрения вносила в их понимание новые смысловые оттенки. Поэтому изучение философии предполагает не только освоение некоторых готовых результатов, но и прояс-нение того, как мыслители прошлого шли к их получению. ; Что переживали люди в определенные периоды жизни, каков был их образ мыслей, верований и идеалов, какими знаниями располагали - все это находило отражение в философской проблематике, в самих типах философствования. Но смена философских подходов никогда не требовала отказа от достигнутого развития. Альтернативные концепции прошлого и настоящего, взаимно дополняя друг друга, обогащают духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал человечества. Поэтому и изучение философии неизбежно сопряжено с обращением к ее истории, к концепциям прошлого.

В то же время изучение философских тем предполагает знание соответствующих им понятий и категорий, которые представляют известную сложность. Авторы постарались дать краткое определение многих из них либо в тексте, либо в кратком словаре в конце книги. Однако освоить содержание философских понятий - условие необходимое, но недоста-точное. Для того чтобы овладеть философской культурой, требуется научиться искусству оперировать ее категориями. А это, в свою очередь, обусловлено общей культурой человека, его начитанностью, знакомством с историей мировой культуры.



Философия всегда играла особую роль в становлении и формировании мировоззрения человека. Поэтому проблема бытия издревле была одной из важнейших. Было бы неоправданным считать, что это предельно широкое абстрактное понятие не имеет отношения к миру повседневности, к тревогам и заботам каждого из нас. В действительности проблема бытия - это в значительной степени вопрос о человеческом бытии, о смысле его жизни. Основная функция философии - ориентация человека в мире природы, обще-ства. Каждый человек в определенные моменты своей жизни стоит перед необходимостью выбора и тем самым осуществляет свою свободу. Философия призвана помочь ему сделать правильный выбор. Чтобы решить эту задачу, философия обращается к миру ценностей, создает теории ценно-стей. Она дает масштаб для оценки явлений, устанавливает иерархию ценностей и способствует их переоценке в изменяющемся мире.

Еще одна фундаментальная проблема философии - пути развития цивилизации, направленность культурно - исторического процесса. Острота этой темы сегодня связана с опасностью глобального экологического кризиса, с сохранением вооруженных конфликтов на планете, с крушением тоталитарных идеологий, а также с процессами интеграции культур. Поиск альтернативных путей общественного развития - одна из важнейших задач философии.

Авторы пособия отдают себе отчет в сложности стоящей перед ними задачи и не претендуют на абсолютную правиль-ность и безусловную истинность предлагаемых решений там, где они выражают собственную позицию. Излагая свои взгля-ды и представления по тем или иным вопросам, они стремились сопоставить их с другими точками зрения, памятуя о том, что в современной науке, накопившей огромный объем знаний, а тем более в философии, для учебного пособия следует отбирать наиболее устоявшийся, опробированный материал. Ведь даже ученый, философ в решении профессиональных задач обычно использует опыт и достижения других исследователей, придерживаясь, как правило, господствующих теорий. Это относится и к авторам настоящего пособия, которые, формулируя собственные представления по различным темам, опирались на авторитеты и широко извествые положения, хотя и допускают, что не все из них, быть может, в конечном счете выдержат проверку временем. Главное же, к чему они стремились, - побудить изучающих философию задуматься над тем, что уже вошло в сокровищницу философской мысли, поразмышлять над тем, что и теперь остается актуальным и настоятельно требует своего решения и, преломив это через свое сознание, положить в основу собственного мировоззрения. Несомненно, что такая ориентированность сознания является неотьемлемой частью мировоззренческой позиции любого образованного человека, тем более окончившего высшее учебное заведение. Главы 1,2,4,5,9 написаны доктором философских наук, профессором А.Н. Чумаковым, главы 3, 6, 7, 8 - доктором философских наук, профессором Н.Ф. Бучило.

В конце книги помещен Словарь философских терминов.

Философия: ее предмет и роль в обществе

Философия в первом приближении

Практически каждый человек, впервые приступающий к изучению философии, так или иначе уже что-то знает или хотя бы слышал о ней, поскольку даже в обыденной жизни люди часто сталкиваются с этим знаменитым, притягательно завораживающим понятием. Немало и тех, кто, благодаря школьной программе или же своей любознательности, успел познакомиться с учебниками и другой литературой по философии, а то и с произведениями великих философов, влияние которых оставило глубокий след в культурном наследии практически любого народа.

И тем не менее не так-то просто самостоятельно, без специальных занятий составить достаточно четкое представление о том, что же такое философия, чем она занимается и какие задачи решает? Даже среди тех, кто профессионально работает в области философии, не существует единства в ответах на поставленные вопросы. Одни считают философию наукой, другие - игрою ума, третьи, не соглашаясь с этим, дают иные определения, акцентируя внимание на различных формах мировоззрения людей, состоянии их души, интеллекта, личного опыта и т.п. Кто-то видит в ней цель, кто-то средство, способ рационального, иррационального, а то и вовсе интуитивного постижения человеком самого себя и окружающего его мира.

При этом каждый выстраивает свою логику рассуждений в зависимости от того, как он отвечает на ряд принципиальных вопросов: когда и почему возникла философия? Какова природа философского знания и можно ли, опираясь только на разум человека, познать мир? 3десь отчасти содержится ответ на вопрос, почему за две с половиной тысячи лет своего существования философия так и не дала однозначных, бесспорных ответов на многие жизненно важные вопросы, не нашла окончательных, бесспорных решений так называемых «вечных философских проблем», таких, например, как: что есть человек? Естьли Бог? Что такое материя, сознание? Как они соотносятся между собой? Как понимать истину и каковы ее критерии? Что такое душа? А что значат: свобода, равенство, справедливостъ, ненависть, любовь?

И все-таки, несмотря на отсутствие установившегося, общепринятого определения философии, а также большое разнообразие точек зрения и подходов к пониманию ее предмета, сущности, целей и задач, она при всем при этом неизменно - во все времена и во всех странах - была и остается одним из самых фундаментальных предметов, который являетея обязательных для изучения во всех университетах и других высших учебных заведениях. Почему? Где здесь логика? А к сказанному добавим еще и то, что философия не имеет единого, общепринятого языка, бесспорно установленных законов и определенного набора категорий, общезначимых для любых философских учений. Более того, она в принципе не стремится к построению единой системы знаний и, в конечном счете, вообще не направлена на получение точных результатов, как это, например, свойственно науке.

Тогда почему же к философии сохраняется такое неослабевающее внимание на протяжении всей многовековой истории ее существования? Может показаться, что мы имеем дело с необъяснимым парадоксом. Но кажущееся противоречие преодолевается по мере того, как вникают в суть данного предмета, углубляются в его специфику и начинают понимать, какую роль играет философия в осознании человеком и самого себя, и окружающего его мира. Многое можно прояснить уже в этой, вводной главе, но целостное видение философии, более глубокое и полное понимание затронутых вопросов будет приходить лишь по мере знакомства с содер-жанием данной книги и погружения в философскую проблематику, в загадочный и увлекательный мир философии - любомудрия.

Что такое философия?

Содержание любого неизвестного слова лучше всего начинать с его этимологии, т.е. с выяснения того, когда, как и почему оно возникло. Понятие «философия» происходит от греч. «рһіісо» - люблю и «§о£з» - мудрость, так что изначальный смысл данного термина можно истолковать как любовь к мудрости, любомудрие. Впервые это слово употребил в VI в. до н. э. знаменитый древнегреческий мыслитель Пифагор, желая провести принципиальное различие между тем знанием, которое в готовом виде (посредством мифов, преданий, традиций) передавалось из поколения в поколение, и тем, которое можно было получить самому, опираясь на собственный разум, путем рассуждений и критического осмысления действительности.

И Пифагор, и другие философы древности, изначально вкладывали в понятие «философия» несколько иной смысл, в отличие от того, который закрепился за ней в более поздние времена и по существу сводился к тому, что философия - «царица всех наук». Они не считали себя мудрецами и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как было принято тогда думать, заключалась в мифах, религии, преданиях, идущих издревле, от предков, из веков. А носителями мудрости, веками проверенных знаний, истин в последней инстанции считались прорицатели, жрецы, старейшины - признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», слова которых не подлежали сомнению и безусловно принимались на веру. Философу же надлежало быть лишь искателем, любителем мудрости, стремиться к ним, опираясь не на авторитеты, а на собственный разум, используя знания и опыт, добытые, в том числе и другими творческим путем.

Предфилософия - ее предмет и роль в обществе

Подобное отношение к миру и к самому человеку возникло далеко не сразу. Человечество прошло долгий и сложный путь, прежде чем развились и возросли его способности про-тивостоять природе, создавать и приумножать средства существования, в результате чего накопились достаточные опыт и знания, а разум людей окреп настолько, что стал самодостаточным для того, чтобы искать ответы на многочисленные вопросы и в самом себе.

Суть вопроса. Чтобы понять суть философии, а также, причины и условия ее появления, разговор следует начинать с мировоззрения человека. Почему? Потому что, как будет показано ниже, философия является одной из основных форм мировоззрения, и именно той формой, в основе которой лежит рациональное начало. Говорить о философии - значит говорить о мировоззрении человека, а, следовательно, о его сущности и истории появления на Земле. И здесь мы сталкиваемся со сложными, еще слабо изученными проблемами, ибо происхождение человека является одной из тех величайших тайн, которую люди всегда пытались разгадать. Но и сегодня в этой области знания остается немало нерешенных проблем, как все еще нет и однозначного, общепринятого ответа на вопрос: почему, откуда, в силу каких причин, можно сказать и так - для каких целей - появился человек?

Предыстория. Научный, а также другие подходы к пониманию этой проблемы мы подробно рассмотрим позже - в соответствующих главах данной книги. Теперь же заметим, что с точки зрения современных научных представлений относительно человеческой истории все-таки есть ряд вопросов, в отношении которых у ученых и специалистов имеется определенная ясность. В частности, опираясь на богатый исторический материал, фактические данные, добытые археологией, а также принимая во внимание результаты, полученные методами других наук (например, определение возраста пород, ископаемых и т.п.), с большой долей уверенности можно утверждать, что человек является результатом эволюционного развития жизни на нашей планете. Имеющиеся знания позволяют сделать вывод, что древнейшие поселения человекообразных существ, изготовлявших элементарные орудия труда (һото һаЬШз - человек умелый), появились около 3-5 млн. лет тому назад.

Возраст человека прямоходящего, согласно археологическим и научным данным, составляет около 1,5 млн. лет. И лишь 40-60 тыс. лет тому назад сложился тип людей, получивших название һото заріет, что означает - человек разумный. С тех пор, как человек обрел разум и окончательно сформировался как социальное существо, он, считают специалисты, в своих основных характеристиках уже не претерпевал существенных изменений, т.е. принципиально не отличается от людей современных.

Появление же разума, в соответствии с современными научными представлениями, соотносится с тем периодом исторического развития человека, когда его мозг благодаря все возраставшей трудовой активности и вербальному (речевому) общению развился до такой степени, что ему стали доступны сложные абстракции. Человек, таким образом, стал осуществлять пусть еще примитивную, но уже в полном смысле этого слова интеллектуалъную работу, формулируя понятия, высказывая суждения и выстраивая умозаключения.

Человек и его Именно с этого времени можно с уверенностью

мировоззрение говорить о формировании достаточно развитого

мировоззрения человека и о мировоззрении людей

вообще - как совокупности накопленных знаний, практических навыков, сложившихся ценностей.

Такое мировоззрение, формирующееся на основе жизненного опыта и эмпирических знаний, именуется обыденным или эмпирическим и выступает изначально как некая нерасчлененная, бессистемная совокупность представлений человека о мире. Оно составляет основу всякого мировоззрения и выполняет важную регулятивную функцию, ориентируя людей в их повседневной жизни и деятельности, предопределяя поведение и значительную часть их поступков.

Если дать болсе полное, развернутое определение, то мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его двйствительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение, определяемое таким образом, присуще только человеку и связано с наличием у него сформировавшихся сознания и разумной деятельности, когда он не только обретает способность образовывать понятия и суждения, делать обобщения и формулировать правила, но и начинает оперировать готовым знанием с целью получения нового знания. Разум, характеризующий такую деятельность человека, его творческую активность, становится мощным средством ускорения эволюции как его самого, так и общества и в итоге выступает главным отличием людей от животных.

С появлением разума человек начинает осознавать себя мыслящим существом, у него формируется и развивается представление о собственном «Я» и «НЕ-Я», «МЫ» и «НЕ-МЫ». Тем самым он познает себя и окружающую его действительность, начинает проводить различие между собой и Другими людьми, между собой и внешней средой, обнаруживая все новые и новые стороны неведомого ему ранее мира. Такого рода взгляды и составляют основу мировоззрения, которое формируется как совокупность воззрений человвка на себя и окружающую его действительность. При этом человек проводит различие между тем, что ему нравится и не нравится, дает оценки, выстраивает систему приоритетов и соответствующим образом поступает, достигая тех или иных целей.

В мировоззрении, таким образом, в обобщенном виде представлены следующие основные функции, осуществляемые человеком: познавателъная, ценностная, поведенческая.

При этом наиболее важной является познавательная, так как включает в себя, все вопросы, вызывающие интерес человека, а также ответы, к которым он тем или иным путем приходит. Познание обогащает и расширяет мировоззрение людей, которое по мере развития общества становится все глубже и богаче по содержанию.

Но мир бесконечно многообразен и пребывает в постоянном изменении, а вопросов, не имеющих удовлетворительных ответов, несомненно, больше, чем тех, на которые можно было бы дать один и только один ответ, исключаюший все остальные. Отсюда и мировоззрение каждого человека, избирательно реагирующего на проблемы, вопросы, ответы, всегда отличается личностным своеобразием и уже хотя бы только по этой причине никогда не похоже на мировоззрение других людей. Оно всегда уникально и неповторимо еще и потому, что в мировоззрении наряду с интеллектуалъным началом неразрывно соединены эмоциональное и психическое, которые для каждого человека выступают как абсолютно конкретные, индивидуальные характеристики.

Интеллектуальное, эмоциональное и психическое в сочетании с волей порождают убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям.

Еще одним важнейшим элементом любого мировоззрения является сомнение, которое уберегает его от догматизма - такого мышления, когда оно становится односторонним, некритическим, принимающим то или иное положение за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Другая крайность по отношению к догматизму - скептицизм, при котором сомнение абсолютизируется, ставится во главу угла и выступает главным принципом познания и восприятия действительности. Итак, как видно из вышесказанного, мировоззрение человека - достаточно сложное явление, в котором принято выделять отдельные элементы, составляющие его структуру. Важнейшие из них - мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Мироощущение - это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений. Например, свет, который может казаться слишком ярким для больного человека, для здорового будет нормальным; цветовая гамма воспринимается дальтоником совсем иначе, чем тем, у кого зрение нормальное. Отсюда вытекают и различные типы мироощущений, такие, как оптимистическое, пессимистическое, трагическое и т.п.

Мировосприятие - это представление окружающего мира в идеальных образах. Мировосприятие может быть адекватным или неадекватным, то есть, не соответствовать действительности, когда искаженно представляется реальность или имеют место иллюзии, фантазии, типа представлений о ру-салках, леших, кентаврах, домовых и т.п.

Миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.

Мироощущение и, отчасти (в элементарных формах), мировосприятие присущи не только человеку, но и животным. А вот миропонимание свойственно только людям.

Первые исторические формы мировоззрения

Различные эпохи углубляли познание и расширяли кругозор человека, открывая все новые горизонты его видения и мира, и самого себя в нем. Тем самым увеличивалось, прирастало, обогащалось обыденное (эмпирическое) мировоззрение, на основе которого, как бы выкристаллизовываясь из него, постепенно формировались все более сложные структуры, что и привело в конечном счете к выделению в нем отдельных Форм, иногда говорят - исторических типов мировоззрения.

Важнейшие из них: МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКА.

Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке, что вполне согласуется с общей логикой эволюционного развития человечества. Так, по мере накопления навыков, опыта и элементарных знаний не только вставала проблема передачи их из поколения в поколение, но и все больше усложнялось само мировоззрение первобытных людей. На определенном этапе его развития, по достижении «критической массы» накопленных знаний, в нем, как и в любой другой достаточно сложной системе, стало проявляться действие законов самоорганизации.

Суть этого явления можно лучше понять, если обратиться к примеру с накоплением книг в домашней библиотеке. Когда их несколько, не требуется никакой систематизации И не принципиально, где они лежат и в каком отношении друг к другу находятся. Когда счет идет на десятки - их, для более удобного и оперативного использования, нужно хоть как-то расположить, систематизировать. И чем больше становится книг, тем более сложная система классификации, упорядоченности, рубрикации должна быть, чтобы с ними легче и с меньшими издержками можно было работать.

Именно такая упорядоченность по законам самоорганизации и возникла в достаточной степени развившемся мировоззрении первобытных людей вначале в виде мифа и первобытных форм религий.

Мифология Понятие «миф» произошло от греческого Слова туіһоз, что означает повествование, сказание. Если не вдаваться в особенности современной мифологизации сознания, а ограничиться простым определением, передающим изначальный смысл этого слова, то можно сказать, что МИФ - это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

В мифе изначально объединились зачатки знаний, рели-гиозных верований, различных элементов духовной культуры, искусства, социальной жизни и, таким образом, миро-воззрению первобытных людей была задана некоторая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в опреде-ленную систему. Важнейшими формами этой систематиза-ции являются: эпос, сказки, легенды, предания, посредством которых, в первую очередь, и передаются мифы. Тем самым обеспечивается также и закрепление в последующих поколениях накопленных знаний и опыта.

Специфика мифологического мышления состоит в том, что это не просто повествование, рассказ какой-то истории, а сопереживание, восприятие архаическим сознанием уст-ного «священного» текста как некой действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир, в котором он живет. Миф, в особенности на ранних этапах человеческой истории, выполнил важнейшую функцию регулятора пове-дения и взаимоотношения людей, так как в нем закрепля-лисьобычаи, находили выражение и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Для мифологии характерно то, что в ней все слитно, едино, неразрывно; предметы и явления природы живут по тем же самым законам, что и человек, имеют те же, что и он, ощу-щения, желания, страдания и т.п.

Таким образом, миф - не чья-то выдумка или «пережиток прошлого», а специфический язык, с помощью которого человек с древнейших времен описывал мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные все нарастающие знания.

В мифе главную роль играет традиция, авторитетное слово, исходящее из уст отца, вождя, старейшины... Отношение же к такому повествованию и его содержанию основано на вере, на непосредственном, эмоционалъном восприятии действительности. Мифологическое мировоззрение - целостное миропонимание, в котором нет места сомнению.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы, живущие в обыденном сознании, зримо или завуалированно присутствующие в религии, философии, политике, искусстве, остаются (для одних - в большей, для других - в меньшей степени) составной частью мировоззрения любого человека, играя активную роль в жизни и творчестве людей. В условиях стремительно растущей информатизации общества миф посредством телевидения, радио, периодической печати, современных избирательных технологий нередко используется как средство манипуляции общественным сознанием, формирования заранее заданного общественного мнения и т.п.

Религия. Другая форма мировоззрения, исторически предшествовавшая философии, - РЕЛИГИЯ. Слово это происходит от латинского ге!і§іо, что означает благочестие, набожность, святыня. Как и миф, религия в своей основе также имеет веру, чувства, эмоции. И хотя зачатки ее обнаруживаются уже на самых ранних этапах формирования мировоззрения «человека разумного», т.е. около 40-60 тыс. лет тому назад, в целом же она складывается как самостоятельная форма мировоззрения несколько позже, когда, в том числе и благодаря мифу, заметно усиливается способность человека к абстрактному мышлению.

Религию можно определить как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхестественное (богов, «высший разум», некий абсолют и т.п.).

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания! По сравнению с мифом, религия выполняет уже более сложный комплекс функций, среди которых:

Мировоззренческая, отвечающая на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее, и как в этом проявилась первостепенная роль сверхестественной силы;

Коммуникативная, обеспечивающая определенный тип общения и межличностных связей, способствующая солидаризации и целостности общества;

Регулятивная, устанавливающая соответствующие нормы и правила, регулирующие поведение людей.

Компенсаторная, компенсирующая недостаток информации, внимания, заботы, замещающая отсутствие смысла жизни, перспективы и т.п., т.е. восполняющая неудовлетворенные в обыденной жизни потребности человека.

Религия возникла как закономерное явление и имеет свои глубинные корни, как бы подпитывающие веру человека в сверхестественное. Эти корни кроются прежде всего в человеческой природе, в психологии людей, где независимо от уровня развития интеллекта и способности человека к критическому мышлению, всегда проявляется желание и даже потребность не только понимать, осознавать, но и просто верить.

Существенную подпитку религиозные взгляды получают в области познания. Здесь кроются так называемые гносеологичвские корни религии. С точки зрения рационального знания мир в своем многообразии представляется человеку бесконечно сложным и открывается его познанию лишь фрагментарно. По этой причине он для него полон загадок и чудес, разгадать которые (быть может, пока?) человек не в состоянии, как не уда-ется ему, опираясь только на разум, ни доказать, ни опровергнуть и многое из того, что признается на веру. Как отмечают психологи, «сверхтрудная задача оглупляет», человек чувствует себя слабым, беспомощным перед лицом неразрешимых проблем и легко дополняет, а то и замещает доводы разума вымыслом, обращением к сверхестественному.

Причины религиозности

сфере, ибо в обществе всегда существовал неравенство, нищета и бесправие, изменить или преодолет при всем своем желании и да не могли. Ощущение несправедливости и несовершенства земного мира порождает чувство безысходности и отчаяния, легко перерастающее в веру в загробную жизнь, где, как учит любая религия, все устроено наилучшим образом и каждому воздается по его деяниям. Сталкиваясь с проблемами, трудностями и не находя опоры в реальной жизни, человек обращается к миру потустороннему, возлагая надежды на сверхъестественные силы. Уверовав в них, он обретает утешение и в конечном счете приходит к смирению и покорности судьбе.

Наконец, существенная и неизменная связь обнаруживается между религией и политикой. Различные политические силы, как правило, не упускают случая использовать религию в своих меркантильных целях и, таким образом, прямо или косвенно поддерживают ее, укрепляют ее роль и влияние в обществе. Указанные причины живучести религии столь основательны, что даже впечатляющие достижения современной науки не поколебали основ религии, а рост научного знания практически не меняет процентного соотношения числа верующих и неверующих даже среди ученых. Так, в 1916 г., когда бурно развивавшееся естествознание, казалось, сулило человеку безграничные возможности в познании мира, американский исследователь Джеймс Льюба опубликовал весьма любопытные результаты своих исследований, в соответствии с которыми 40% ученых США верили в Бога. Еще большей сенсацией стали результаты нового исследования, проведенного в конце 90-х гг. американскими историками Э. Ларсоном и Л. Уитхемом, которые решили выяснить - насколько изменилось мировоззрение ученых под влиянием величайших открытий и научных достижений, совершенных в XX столетии. Опрос, который они провели среди тысячи случайно выбранных гуманитариев и представителей естествознания в США, показал, что все те же 40% ученых прпрежнему верят в Бога и загробную жизнь. При этом число неверующих и агностиков (отрицающих существование Бога) с тех пор также мало изменилось и составляет сегодня, как и прежде, примерно 45% и 15% соответственно.

Общий вывод о живучести религиозного мировоззрения независимо от времени, стран и континентов подтверждают и результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в мае 2000 г. в России. Среди россиян, которые в XX столетии почти 80 лет жили в условиях воинствующего атеизма, использовавшего все возможные аргументы для «развенчания» религии, 2/3 населения страны считают себя веруюшими. 59 % опрошенных безразлично относятся к тому, верит ли президент России в Бога, 31% считают, что президентом должен быть человек верующий, и лишь незначительная доля россиян (6 %) считает, что главой российского государства должен быть атеист.

История человечества знает множество разнообразных религий. Так, в первобытном обшестве, где был крайне низкий уровень культуры и знаний, а человек не мог противостоять стихийным силам природы, которые были для него грозной, чуждой и таинственной силой, возникают ранние, еще весьма примитивные формы религии: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия и др.

Исторические фетишизм, например, наделяет тот или формы иной предмет чудесными свойствами, религиозных способностями влиять на жизнь людей. Такой предмет обожествляется и становится объектом почитания и поклонения.

Анимизм (от лат. апіта - душа) культивирует веру в существование душ и духов, а также в их способность влиять не только на жизнь людей, но и животных, на предметы и явления окружающего мира, так как с точки зрения анимизма весь мир одушевлен.

В тотемизме основой является вера в общее происхождение какой-либо группы людей с тем или иным животным, растением, предметом, объявляемым тотемом, т.е. предком, которому следует поклоняться, ибо он выступает могучим защитником, покровителем данного рода, обеспечивает пищей и т.п.

Магия (от греч. таёеіа - волшебство) - также одна из форм первобытной религии, в основе которой лежит вера в то, что без помощи естественных сил можно неким таинственным образом, например, совокупностью обрядов, специфических действий, воздействовать на вещи, людей, животных и даже на потусторонние силы - «духов», «демонов» и т.п.

Отмеченные древнейшие формы религии составили основу позднейших религиозных верований и в той или иной степени нашли отражение как в политеизме (поклонение многим богам), так и в монотеизме (поклонение одному богу). Частично они сохраняют самостоятельное существование и в настоящее время.

Около 10 тыс. лет тому назад, когда человек перешел к оседлому образу жизни, занявшись скотоводством и земледелием, свершилась так называемая неолетическая революция. На этой, более поздней ступени развития общества и возникает политеизм, так как общественное разделение труда, земные отношения господства и подчинения начинают больше соответствовать верованиям не в духов и фетиши, а в богов, которых люди наделили конкретными именами и обликами.

Дальнейшее становление и развитие государственности, появление великих культур древности, формирование рабовладельческих отношений, возникновение монархий и вытекающего отсюда единоначалия, способствовало тому, что и в религиозном мировоззрении наметились тенденции к единопочитанию, созданию культа одного бога. Выделяя из множества богов единого всемогущего бога, люди тем самым как бы приводили в некое соответствие свои представления о жизни реальной, где правит царь земной, с потусторонним миром, где обитает единый и всемогущий бог. Так зарождались монотеистические религии (от греч. топо - один и Іһеоз - бог): иудаизм (VII в. до н.э.), буддизм (ҮІ-Ү вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.).

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Мировоззрение - развивающееся явление, поэтому оно в своем развитии проходит через определенные формы. Хронологически эти формы следуют друг за другом. Однако в действительности, они взаимодействуют, взаимодополняют друг друга.

В истории человечества выделяются три основных типа мировоззрения:

Мифология;

Религия;

Философия.

Как сложное духовное явление мировоззрение включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Мировоззрение - исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Философия как мировоззрение интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников, придает им целостный и завершенный вид.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Исторически первый тип - мифологическое мировоззрение - представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира. Религиозное мировоззрение являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

Философия как мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Основанием этой типологии является знание, составляющее ядро мировоззрения. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке:

Мифология - донаучное мировоззрение;

Религия - вненаучное мировоззрение;

Философия - научное мировоззрение.

Данная типология весьма условна.

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях.

Человек самое совершенное существо в мире. Он постоянно вопрошает, ставя самые разные вопросы: Что такое Вселенная? Что такое звезда? Что такое любовь? Этих вопросов множество. В процессе поиска ответов на них человек приобретает знания, опыт, начинает размышлять о мироустройстве, о месте человека в нем, о судьбах человечества, о жизни, о смерти. Все это приводит к формированию у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Термин «мировоззрение» был введен немецким философом И.Кантом и буквально означал – атрибут человеческого сознания . Поэтому мировоззрение – это не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека.

Так как для человека весь мир оказывается разделенный на две части: на мое собственное «Я» и «не Я», т.е. мир, который включает природу, общество, культуру и отношение между людьми, то вопрос об отношениичеловека к миру и является основным вопросом мировоззрения.

Основной вопрос мировоззрения указывает, что само мировоззрение – это сложное духовное явление, которое состоит из таких элементов как:

- знания – это основа мировоззрения. К мировоззрению относятся не все знания, а жизненно важные для человека, которые раскрывают сущность отношений между человеком и миром;

- убеждения это твердая система взглядов, которая установилась в сознании человека. Убеждения могут меняться и причиной этого есть новые знания, которые уточняются и дополняются постоянно;

- ценности – это позитивное или негативное отношение к явлениям окружающего мира. Они воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их потребностями и интересами;

- идеалы – это воображаемый образец совершенства, к которому следует стремиться как к конечной цели. Особенность идеалов – опережать отображение действительности;

- вера - это форма и способ восприятия социальной информации, ценностей, идеалов общественной жизни, которые не задаются практическим опытом, а принимаются как очевидные факты. Однако вера находится во взаимосвязи с сомнением. Сомнение – это обязательный момент осмысленной позиции любого мыслящего человека. Присутствие сомнения в мировоззрении отдельного человека находит выражение в позициях: догматизма – безоговорочное принятие той или иной точки зрения, системы ориентаций или скептицизма – неверие ни во что, непринятие любой точки зрения;



- жизненные нормы – это образцы, стандарты деятельности, сложившиеся исторически, как определенные правила поведения.

Мировоззрение имеет свою структуру , в основе которой находятся свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира, а именно: ум, чувства, воля и т.д. Отсюда в структуре мировоззрения выделяют:

- мироощущение – это эмоционально-психологический уровень мировоззрения. Это удивление, страх, восхищение, одиночество, горе, отчаяние;

- мировосприятие – это деятельный уровень мировоззрения, к которому относится опыт формирования познавательных представлений о мире;

- миропонимание – это познавательно-интеллектуальный уровень; это система общих понятий, суждений и умозаключений о мире в целом и месте человека в нем. Миропонимание может быть: 1) обыденным, т. е. житейским, когда основывается на чувственном опыте, традициях, вере; 2) теоретическим , которое опирается на знание законов, научные теории и принципы. Теоретическое мировоззрение – это высший этап развития мировоззрения. Очевидно, что овладение им является главной задачей всего процесса становления и совершенствования человека.

Следовательно, мировоззрение – это интегральная целостность знания и ценностей, ума и интуиции, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Отсюда, мировоззрение выполняет такие функции (т.е. работу): 1) познавательно-ориентировочную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками); 2) социально-практическую (которая базируется на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности).

Мировоззрение имеет исторический характер . Что это значит? Это значит, что мировоззрение человека, общества постоянно изменяется. Например, в разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем :

1) космоцентризм в эпоху античности, где в центре изучения стояла природа и эллинские мудрецы 7-6 веков до н.э. стремились распознать единую сущность всего окружающего;

2) теоцентризм, характерный для средних веков 5-15 века, где все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом;

3) антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения 14-16 веков, где человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделить не только его исторические типы, но и исторические формы.

Историческими формами мировоззрения , которые формировались на протяжении всей истории человечества, есть мифологическое, религиозное и философское . Рассмотрим их.

Мифологическое мировоззрение – это универсальная форма мировоззрения, которая характерна для всего первобытного общества. Её уникальность в том, что первым мировоззрением всех этносов была мифология. Мифология в переводе с греческого языка обозначает: mifos cказание и logos учение . Мифология пыталась объяснить мир через перенесение на него свойств и качеств, которыми характеризовался сам человек, а также отношения между людьми.

Миф как первая форма мировоззрения объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, ранних форм искусства. Миф – это нерасчлененная форма знания, что называется синкретизмом . Для мифологического мировоззрения присущи следующие особенности :

1)слияние мыслей и действий;

2)личное «я» и мир были слиты воедино;

3)отсутствие различий между объектом и субъектом деятельности;

4)антропоморфизм – перенос на природу свойств человека;

5)образность (мир воспринимался в образах, а не в понятиях);

6)главным было обоснование связи индивида с родом.

Мифологическое мировоззрение запечатлено в сказках, легендах, что характерно для всех народов без исключения, ибо все они прошли уникальную первобытную стадию своего развития общества. С развитием и усложнением форм жизни мифология перестает удовлетворять человека и возникает потребность в новом мировоззрении. Этим мировоззрением была религия.

Религиозное мировоззрение – это совокупность представлений, верований, убеждений, которые основанные на сверхъестественном. Сверхъестественное – это то, что не подчиняется законам мироздания. Сущностью религиозного мировоззрения – есть удвоения мира : на мир реальный, в котором живет человек и сверхъестественный, который человек воспринимает на веру. Способом существования религиозного мировоззрения является вера. Внешней формой проявления веры служит культ .Выделяются некоторые особенности религиозного мировоззрения :

1)это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);

2)оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;

3)существует в обыденной жизненно-повседневной форме;

Возникает религиозное мировоззрение в эпоху разделения труда. Со временем оно становится мировоззрением прошлого, выражением бессилия человека перед природными и социальными стихийными силами, отрыва индивида от действительности. На смену ему приходит философское мировоззрение.

Философское мировоззрение – это высшая форма мировоззрения. Оно начинается там и тогда, где и когда человек пытается познать мир и выяснить свое место в этом мире. Термин «философия» в 6 в. до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор : «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные – торговать, а самые счастливые - смотреть». Этот термин имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости» или «служанка мудрости», «рабыня софии» , а в древней Руси ее называли просто «любомудрие» . Термин философия в европейской культуре было закреплено Платоном, который считал, что философы – это люди, которые открывают тайны природы, человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Таким образом, философия является особым видом знания, а именно «софийным» знанием, которое понимается как мудрость. Особенностью философского мировоззрения есть то, что:

1)ему присуща не чувственно-образная, как в мифологии и религии, а абстрактно-понятийная форма освоения мира;

2)это теоретическая форма мировоззрения;

3)религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, а философия составляет ядро научного мировосприятия;

4)философия в осмыслении мира опирается на научные знания;

5)философия стремится поставить и решить абсолютные проблемы человеческого бытия;

6)философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное, эстетическое отношение человека к миру.

Как видим, философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение и основные мировоззренческие проблемы оно пытается решить посредством мышления.

Таким образом, формирование и развитие мировоззрения – исторически преемственный процесс. Все исторические формы мировоззрения диалектически тождественны: религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и формируется вместе с ним, поскольку его основой выступает мифология; философское мировоззрение исторически возникает на основе мифологического и религиозного и вместе с ними, так как отвечает на те же вопросы, которые поставлены мифами и религией. Не случайно, поэтому то обстоятельство, что для духовной жизни различных периодов человеческой истории в определенной степени характерны все типы мировоззрения при обладании одного из них. В то же время направленность совершенствования мировоззрения однозначна: от мифологического через религиозное к философскому. В культуре дикости (первобытное общество) нет еще ни религиозного, ни философского, а в культуре варварства – философского.

1. Введение.

Мировоззрение – это совокупность взгляда человека на мир и место человека в этом мире.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый
человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое
представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя.

Мировоззрение, как сложное образование, можно разделить на три составляющих его сферы:

1. Познавательная – в рамках данной сферы происходит сбор человеком информации, относительно устройства окружающего мира. Делится на:

    житейское мировоззрение – стихийно складывающееся представление человека

2.Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она
возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда
человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать
ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство
мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы,
животных и людей. Значительную часть мифологии составляли
космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем,
большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.). Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира.
Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из
Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни,
поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их потомков.
Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира.
Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии - Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это
обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось
первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим
абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их
развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия.

Религия - мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.

В истории всегда существовало и поныне существует огромное многообразие религий и религиозных верований, глубинно различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком, набором норм отношения людей к Богу, культовой (обрядовой) практикой.

Обычно различают два основных типа религий. Во-первых, это естественные религии, которые находят своих богов в тех или иных природных силах; их часто называют также этническими или этнонациональными религиями, поскольку они тесно связаны с определенными особенностями национального склада характера, духовной культуры народа, исторически сформировавшимися у него обычаями и традициями и т. д. Во-вторых, это мировые религии, которые исходят из признания существования некоей высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Эта универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом.

К числу мировых религий относят : христианство, иудаизм, ислам и буддизм.

В христианстве и в западноевропейской философии, развивавшейся под значительным влиянием христианства, первый тип религии, а именно религии этнические, часто называют язычеством.

В структуре развитых теорий обычно выделяют следующие основные компоненты религии.

1.Обыденное сознание верующих (совокупность имеющихся у них верований и представлений) и теоретически систематизированную часть религии, называемую богословием или теологией.

2.Религиозную деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия.

3.Отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами, которые также могут быть культовыми и внекультовыми.

4.Религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь.

Функции религии:

Взятая в единстве и взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, религия выполняет мировоззренчески-интегративную функцию, дает определенные объяснения природы, общества и человека, т. е. мира в целом. И здесь сразу же бросается в глаза определенное сходство религии с философией.

Вместе с тем религия выполняет и многие другие функции, которых лишена философия. Среди последних так называемая спасительно-компенсаторная функция, обещающая человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни.

К числу важных функций религии относится также коммутативно-интеграционная функция: религия облегчает общение, объединение людей, придерживающихся одного мировосприятия.

И наконец, регулятивная функция, дающая человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.

Взаимоотношения религии и религиозной веры.

Нередко считается, что религиозная вера - неотъемлемый компонент религии и в любой религии она обязательно присутствует. На самом деле это далеко не так. В разных религиях в понятие веры не только вкладывается разный смысл, но в значительной части из них оно даже вообще практически не употребляется. По большому счету только христианство начинает характеризовать себя словом «вера».

Язычество не верит в богов, а стремится разобраться в их мире, чтобы подчинить духовный мир себе и своим интересам, полагаясь при этом на магическую технику своих ритуалов и заклинаний. И даже в позднеантичную эпоху религиозные чувства римлян, как отмечал А. Ф. Лосев, «очень осторожные, недоверчивые. Римлянин не столько верит, сколько не доверяет. Он держится подальше от богов. Настроение, душевное состояние играли малозначительную роль. Надо было уметь, надо было знать, когда и какому богу молиться, - и бог не мог не оказать помощь - он юридически был обязан помогать. Бог обязан действовать, если соблюдены все правила молитвы».

На Востоке вера также не отождествлялась с сущностью религиозного пути. Последний здесь предпочитают осмыслять как гнозис (знание). Знание высших законов бытия, знание путей своего спасения - вот что предлагают своим последователям религиозные системы Востока от даосизма до гностицизма.

Ветхий Завет сближает суть религиозной жизни с законом. Закон и заповедь - категории, которые вспоминает иудей, размышляя о своем религиозном своеобразии.

Ислам в основе своей чужд мистических взлетов и падений окружающих его религий. Он делает упор на верность, на преданность пророку и его учению.

И лишь христианин или человек, выросший в сфере христианского влияния на культуру, скажет: «Не я умею, не я знаю, не я выполняю, не я слушаюсь, но я верю, верую». Именно таким образом христианин выстраивает свои отношения с бытием и Богом.

Проблема взаимоотношения религии и философии, религиозной веры и знания относится к числу вечных традиционных проблем, воспроизводившихся на всем протяжении исторического развития философии. Но при всей своей вечности и традиционности эта проблема отнюдь не оставалась неизменной в своем конкретном содержании и наполнении, а, напротив, приобретала все новые грани и аспекты, ставилась и решалась каждый раз во многом иначе, чем ранее.

Четыре основных исторических этапа постановки и решения этой проблемы.

Первый этап - это эпоха античности. Для первой эпохи была характерна тенденция сосуществования и взаимопроникновения философских и религиозных идей.

Второй этап - эпоха Средневековья. Для второго периода характерна тенденция к постепенному преобладанию религии и богословия (теологии) над философией и наукой.

Третий этап - эпоха Нового времени, охватывающая период с XVII до рубежа XIX-XX вв.В третий период начинается, постоянно нарастает и углубляется конфликт, противостояния между религией и религиозной верой, с одной стороны, и философией и наукой - с другой. В это время и философия, и наука прилагали огромные усилия к тому, чтобы обособиться от религии и продемонстрировать свою полную независимость, автономность. Отсюда и столь характерные для этой эпохи прямые и часто откровенно враждебные выпады против религии и религиозной веры, приведшие к оттеснению религии на периферию духовной жизни Европы и преобладанию рационализма, в контексте которого религии заранее была уготована роль дополнительного, но не очень существенного компонента познавательной культурной деятельности человека.

Четвертый этап - современный период. Совсем иначе складываются современные взаимоотношения религиозной веры со знанием во всех его формах. Современное общество остро и драматично переживает конец просветительско-рационалистической эпохи с характерной для нее абсолютизацией роли и значения разума, рационального начала во всей духовной жизни. Об этом же свидетельствует не только кризис идеалов рациональности, переживаемый самой наукой на современном этапе ее развития, но и непрерывно нарастающий и расширяющийся натиск различного рода неоязыческих, оккультистских, астрологических, теософских построений и учений, как традиционных, так и новейших. На этом фоне становится все более заметным, что нигилистическое или, по крайней мере, скептическое отношение к знанию во всех его формах, и прежде всего к научному и философскому знанию, обычно приписываемое христианству, сильно преувеличено.

При сопоставлении названных выше учений с христианством, скорее, можно утверждать прямо противоположное. А именно, что самим фактом открытого противостояния и противоборства со всеми этими антиинтеллектуалистическими настроениями и поползновениями христианство выступает в качестве одной из важнейших духовных опор, поддерживающих убежденность в огромных возможностях разума.

В этих условиях все чаще высказывается мысль о том, что и у науки, и у религии вновь появляется широкое поле для согласия и сотрудничества. Подобные суждения имеют под собой историческую почву. Напомним, что именно христианская религия в значительной степени содействовала становлению научного миропонимания как средства или орудия борьбы с оккультизмом. Этот процесс начался уже на закате эпохи Средневековья, но особый размах приобрел в эпоху Нового времени, потому что для христианства очень важно было торжество научно-механистического мировоззрения: механицизм изгонял духов из природы. Далеко не случайно, что научная картина мира родилась именно в христианской Европе, а не в арабской культуре, которая во многих отношениях была очень утонченной и высокой, и не в китайской, и не в индийской культурах.

Конечно, между религией и наукой имели место серьезные конфликты. Но сегодня складываются предпосылки для их нового союза именно потому, что все эти голоса, видения, пророчества, чудотворные явления в равной мере противоречат и христианско-богословской рациональности, и рациональности научной.

Вот почему можно утверждать, что острый конфликт между религией, с одной стороны, и наукой и философией, с другой стороны, столь характерный для всей эпохи Просвещения, на рубеже XX и начавшегося XXI столетия серьезно ослаблен.

Начиная со второй половины XIX в. весьма существенно изменились место и роль философии в осмыслении природы религии и религиозной веры. Происшедшее в эпоху Просвещения ослабление позиций религии за счет усиления роли и значимости философии одним из своих последствий имело то, что анализ природы, происхождения, функции религии почти полностью сконцентрировался в рамках самой философии, а теология (богословие), т. е. представление содержания религии и религиозной веры в строго упорядоченном и систематизированном виде, начала казаться совершенно не нужным, бесполезным «довеском». Более того, в рамках философии сформировалась в качестве ее самостоятельной ветви особая отрасль, которая стала называться философией религии. Она поставила перед собой задачу - исследовать сугубо философскими и только философскими, средствами сущность религии и религиозной веры, выдвинула критерии и требования, которым они обязательно должны удовлетворять.

Однако усилия создать философскими средствами всестороннее и целостное учение о Боге оказались в конечном счете малопродуктивными и потому резко снизили доверие к возможностям философии религии как особой отрасли знания. Все чаще высказывается мнение об исчерпанности познавательных ресурсов, форм, методов и средств, предложенных философией религии. И одновременно все чаще раздаются призывы осмыслить все то познавательное содержание, которое было накоплено двухтысячелетней историей становления и развития богословской (теологической) мысли, овладеть арсеналом методов и средств анализа религии и религиозной веры, предложенной богословием.

Крепнет убежденность в том, что сегодня разговор о религии и религиозной вере должен перемещаться из сферы компетенции философии религии в сферу научного изучения накопленного опыта религиозной жизни человечества, детального и углубленного исследования особенностей действительной жизни человека в единстве с Богом или в присутствии Бога, исследования такой жизни во всем ее своеобразии и многообразии, в отличие от образа жизни человека, отчужденного от общения с Божеством.

Подобный подход осуществляется в рамках сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв. отрасли знания, называемой научным или сравнительным религиоведением, которое вовсе не ставит под вопрос необходимость философского изучения религии, так как противостоит не философии как таковой, а философии религии как особой специфической отрасли философского знания в том ее виде, какой она приобрела в XVIII-XIX вв., когда претендовала на создание систематического учения о Боге только и исключительно (или почти исключительно) философскими методами и средствами.

Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,
приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый
духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку
преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.
Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.

Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном,
цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом

Литература:

1.Радугин А.А. -Философия.Курс лекций.- М. Центр. 2004г

2.КузнецовВ.Г., Кузнецова И.Д., Философия. Учебник.

3.Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. - М., Норма, 2005. - 928 с.

Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом
разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила –
Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается
человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа
его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не
оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и
другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные
формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их
объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит типы 1.1.Менталитет и мировоззрение 1.2. Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения 1.5.Религия как тип мировоззрения 1.1.Менталитет и мировоззрение ...

  • Понятие философии как о типе мировоззрения .

    Реферат >> Философия

    1. Понятие философии как о типе мировоззрения . 2. Исторические типы мировоззрений . 3. Специфика философии. Предмет философии... . 2.Определение мировоззрения . 3.Функции философии. 4.Структура мировоззрения . 5 Исторические типы мировоззрения . 6.Соотношение...

  • Философия и мировоззрение . Типы мировоззрений (2)

    Реферат >> Философия

    Общая характеристика мировоззрения …………. ………...…………………5 Исторические типы мировоззрения : мифология, религия, философия, как основные формы мировоззрения ..……………………..………………..10 Схематическая...

  • Мировозрение и её исторические типы

    Реферат >> Философия

    Повседневное и теоретическое. Существует три исторических типа мировоззрения - это мифологическое, религиозное, обыденное... в следующей главе. Глава 2 Исторические типы мировоззрения 2.1 Обыденное мировоззрение Мировоззрение людей существовало всегда, и это...

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

    Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире . Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым? Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, Робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.

    Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

    Мировоззрение – это интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:

    1) познавательный : основывается на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;

    2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.Одно из главных назначений мировоззрения в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни

    3) эмоционально-волевой компонент : для реализации знаний и ценностей в практическом поведении необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в убеждения, а также выработка определённойпсихологической установки на готовность действовать;



    4) практический компонент: реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.

    По характеру формирования и способу функционирования выделяют:

    – жизненно-практический уровень (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте).

    – теоретический (философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей). Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.

    Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения.

    Исторические формы мировоззрения.

    Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф – это специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме чувственно-эмоциональных, художественных образов . Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию, сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.



    Особенности мифологического мировоззрения:

    1) синкретизм – неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, происходящих в мире явлений и процессов. В мифе знания смешиваются с образно-чувственными представлениями, верованиями; в нем не различаются слова и вещи и др. В мифе нет границ между Я и не-Я,человек способен превратиться в зверя, птицу, быстрое течение реки и др.

    2) антропоморфизм – отождествление природного и человеческого, наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами. Миф персонифицировал природные явления: космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями, боровшимися против демонических чудовищ, олицетворяющих хаос и угрожающих человеку.

    Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

    Назначение мифа: установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях.

    Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения.

    Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения .

    Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия на протяжении всей истории культуры претендовала на выработку универсального знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другая важная особенность философского способа освоения действительности – субстанционализм (от латинского слова «субстанция» – сущность, лежащая в основе, – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему). Субстанционализмпроявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

    Следует подчеркнуть, что субстанционализм и универсализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. С того момента, как начались эти обобщения, мы можем говорить о появлении философии.

    Одной из важнейших черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения началась философия. Философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления, отбросить отжившие и поставить на более прочный фундамент те установления и знания, которые выдержали проверку.