Как в древние времена определяли беременность. Эффективные народные методы и приметы определения беременности. Определение по глазам

сайт - Сегодня любая женщина может без проблем узнать о своей беременности. Это и различные тесты, анализы и просто современные знания о физиологии. Но как же все-таки с этим справлялись женщины на разных этапах истории? Предлагаю вам ознакомиться с интересными фактами прошлого.

Итак, Древний Вавилон

Именно в Древнем Вавилоне был изобретен один из первых тестов на беременность. Для определения беременности из овечьей шерсти делали тампон, который пропитывали соком из особого сбора трав. Тампон вводили во влагалище и оставляли на несколько дней. После извлечения тампон помещали в раствор минеральных солей (квасцов). О наличии или отсутствии беременности свидетельствовало изменение цвета тампона: красный - беременна, зеленый - нет.

Древний Египет

В дошедших до наших дней древнеегипетских папирусах есть сведения о двух интересных способах определения беременности и пола будущего ребенка. Согласно условиям первого метода, женщина должна помочиться на два мешочка с зерном: один с пшеницей, другой с ячменем. Если прорастет ячмень — родится мальчик. Если пшеница - девочка. Если не прорастет ни один мешок — значит женщина не беременна. Проведенные в лаборатории эксперименты подтвердили, что в 70% случаев при подтвержденной беременности зерно действительно прорастает (это связано с наличием в урине беременных особого гормона), а при использовании мочи небеременной женщины или мужчины - нет. Второй метод предполагал испить молоко от кормящей матери, родившей мальчика. Если после такого напитка у женщины появлялась рвота, это свидетельствовало о беременности.

Еврейские женщины снимали обувь и ходили босиком по высокой траве. Если оставался глубокий след, то это означало, что женщина беременна.

Гиппократ предполагал, что если женщина выпьет на ночь воды с медом и через время почувствует брюшные судороги, значит, есть вероятность того, что она беременна. Но именно он в V веке до нашей эры впервые внятно объявил прекращение месячных признаком беременности.

Акушерки из Древней Греции опирались на значительные знания. Так, для определения беременности они анализировали объективные признаки: отсутствие менструации, аппетита, наличие тошноты, появление на лице желтых пятен и прочее. Вместе с тем, ими использовались и нелепые средства: перед глазами женщины растирался красный камень, и если пыль от камня попадала женщине в глаза, то женщину считали беременной.

К началу нашей эры римские и греческие доктора достоверно относили к «подозрительным» знакам увеличение груди и живота, тошноту. А еще движение плода в животе!

В Древнем Китае опытные мастера акупунктуры определяли беременность и пол будущего ребенка по характеру пульса женщины.

На Руси невесте во время свадьбы надевали на шею шерстяную нитку или короткие бусы. Когда нитка становилась мала, ее снимали, а молодуху объявляли беременной. Кстати, сегодня врачи не считают этот обряд безосновательным. Во время беременности слегка увеличивается щитовидка.

И у нас, и в Германии существовала примета: утренней мочой надо полить нераспустившиеся цветы. Полила - сиди наблюдай. Если через 3 дня зацветут пышным цветом - ты беременна, не зацветут - увы!

В средние века женщины смешивали утреннюю мочу пополам с вином, оставляли на некоторое время, следя за результатом. Если женщина не беременна, жидкость помутнеет, створожится. А если останется прозрачной, светлой, то следует ожидать счастливое событие рождения ребенка.

Все современные методы диагностики беременности основаны на выявлении в крови или в моче женщины гормона беременности - ХГЧ.

Главный прогресс в развитии тестов на беременность произошел в 1928 году, когда два немецких гинеколога, Селмэр Ашхеим и Бернхард Зондек, начали эксперименты с гормоном под названием хорионический гонадотропин человека (ХГЧ).Зондек и Ашхеим активно развивали тест кролика. Тест состоял из впрыскивания женской мочи в крольчиху. Через пару дней кролика исследовали. Если яичники кролика отреагировали на мочу женщины, значит, ХГЧ присутствовал, и женщина была беременна. Тест был успешным новшеством, и он точно обнаружил беременность. Тест кролика широко использовался вплоть до 1950 года. Всех кроликов, которые использовались в программе, исследовали хирургическим путем, а после убивали. Было невозможно выполнить процедуру, не убив кролика, но это не считали проблемой или большим расходом. Сегодня современная наука далека от использования живых животных в тестах на беременность, но тест кролика все еще считается важной ступенью в развитии медицины.

Метод Куппермана 1943 года на основе антител крысы уже мог выдать довольно точное «предсказание» в течение 2 часов.

Первый в истории медицины домашний тест человечество обрело в 1971 году. Результат получали через те же 2 часа.

В 1988 г. появились так называемые тест-полоски. Линии проявлялись на бумаге через 5-15 минут, но в расплывчатом виде: их количество угадывалось лишь приблизительно.

Планшетные тесты начала 90-х были гораздо точнее, чем полоски, но не так удобны в обращении. Моча набиралась в пипетку, а затем наносилась на специальный планшет с реагентом. Результат - через 3-5 мин.

В 1996 г. бумагу заменили на латекс - и результаты тестов сразу стали менее расплывчатыми. Время проявления удалось сократить до одной минуты. Тест-системы последнего поколения очень удобны и просты в использовании: достаточно поместить их на 5 секунд под струю мочи, чтобы получить результат.

В начале XXI века тесты стали электронными. Способ применения и принцип действия - тот же, что у прочих. Только вместо ярких или бледных полосок, которые девушки склонны по-разному трактовать, они высвечивают недвусмысленный символ: + или -.

Большинству современных женщин трудно даже вообразить беременность и роды, не связанные с походами в женскую консультацию, роддомом и участием акушеров-гинекологов. А как же в давние времена женщины всего мира вынашивали и рожали детей? Какие традиции были связаны с этими таинствами?

В положении

В традиционной культуре наступившую беременность, а тем более дату родов следовало тщательно скрывать. Окружающие, в свою очередь, не могли напрямую спрашивать женщину о её положении и даже произносить слово беременность, так как это считалось грехом. Поэтому и появились образные фразы «в положении», «на сносях», «тяжёлая». Некоторые из них сохранились и по сей день. А самые чудные выражения были у французов. Они говорили: «наелась бобового супа», «упала на ядовитый терновник», «наполнила передник». Сегодня женщины открыто сообщают всем подряд предположительную дату родов, забывая, что последние могут произойти как за две недели до, так и через две недели после неё. Таким образом, они иногда обрекают себя на целый месяц расспросов «когда уже?», «ещё не родила?» и т.п.

К слову, день родов в старину определяли так же, как и сейчас: «от первого дня последнего очищения считают вперёд год без трёх месяцев и 10 дён». В Украине, когда ребёнок начинал двигаться, говорили, что он «ожил», к этому дню прибавляли ровно 4,5 месяца, уточняя дату родов. Считалось, что будущая профессия малыша будет связана с занятием, за которым женщина почувствовала его первое шевеление.

До наших дней сохранилось поверье, что во время беременности нельзя стричь волосы. Об этом свидетельствуют некоторые пословицы: «в волосах сила – пострижёшься и силы лишишься» или «стричь волосы – ребёнку жизнь укорачивать». Сейчас объясняют это тем, что внутренние резервы организма, которые он задействует во время беременности, находятся, в том числе, и в волосах, обрезая которые, женщина частично лишается запаса питательных веществ для малыша.

В труде беременную ограничивали, но и засиживаться без дела не давали, иначе плацента прирастёт или роды будут тяжёлыми. К примеру, нельзя было поднимать тяжести, но разрешалось мыть пол и косить. Современная гимнастика для беременных включает в себя упражнения, имитирующие эти занятия.

Родины

Накануне родов в европейских странах женщину пропаривали над углями, а на Руси – в бане. Оказывается, что распаренной да мягкой и рожать легче. О начале родов, как и о наступившей беременности, никому не говорили. Считалось, чем больше народу знает, что роды начались, тем дольше они будут длиться. «Меньше будут судить (знать) – легче будет родить». Тайком приглашали повитуху. Она должна была испечь хлеб и прийти в дом (иногда из соседней деревни) окольными путями. Обычно звали её только на первые роды, так как на последующие, с учётом соблюдения всех обрядов, она попросту не успевала. Тогда её роль брали на себя старшие женщины.

В первый период родов для облегчения схваток женщина выполняла несложную работу по дому – месила тесто, мыла пол. Роды сопровождались молитвами, зажигались свечи перед иконами. Как свеча догорит, так и роды закончатся. В доме открывали все запоры, развязывали все узлы. Это было своеобразной символичной помощью в раскрытии шейки матки. Женщине расплетали волосы. Сейчас трудно сказать по какой причине, возможно, чтобы не было обвития ребёнка пуповиной. Так или иначе, но на иконе «Помощница в родах» мы видим простоволосую Богородицу.

По мере усиления схваток способы обезболивания менялись: женщину заставляли перешагивать пороги или другие препятствия, попеременно поднимая ноги, дуть во фляжку, распаривали, делали тёплое обёртывание живота рушниками. Для усиления родовой деятельности и профилактики кровотечения давали различные напитки и настои трав, в том числе и содержащие алкоголь. Сегодня для этих целей используют специальную технику дыхания и медицинские препараты.

Считается, что раньше мужья не присутствовали на родах, однако это не совсем так. В некоторых регионах муж забирал детей и уходил к родственникам, оставляя жену наедине с повитухой, в других – принимал активное участие в родинах. В народе говорили: «спали вместе, и рожать должны вместе». К слову, рожали в бане, в хлеву или дома, стоя на коленях или сидя на коленях у мужа. От этой традиции произошло слово «поколение», а родню считают «до седьмого колена». В тяжёлых случаях практиковали вертикальные роды – через балку под потолком перекидывали полотенце, за которое женщина держалась, или пользовались поддержкой мужа. Словом, мудры были наши предки, недаром в последнее время снова всё более популярными становятся домашние, партнёрские и вертикальные роды. Но вот к посещению бани беременной женщиной врачи последние несколько десятилетий относятся критически.

Пол родившегося малыша называли образно: «конь с седлом», «расширепа». Традиции перерезания пуповины были весьма разнообразны. В одних случаях её рубили топором, в других – секли серпом, в третьих – перерезали ножницами над материнским рукоделием. В качестве средства для скорого рождения плаценты наибольшей популярностью пользовались алкогольные напитки, петрушка, отвар мальвы и прикладывание к пояснице распаренного сена. Об окончании родов тоже сообщали иносказательно, говорили «баба рассыпалась», «печь развалилась». А после, над дверью делали зарубку или вбивали гвоздь. Что означало окончание родин.

На этом работа повитухи не заканчивалась, а порой (при повторных родах), только начиналась, так как самым ответственным этапом её труда являлись не роды, а послеродовой период, который назывался «отродки».

Как правило, забеременев, женщина попадала в центр внимания окружающих, особенно сильно это проявлялось в деревнях, где беременность женщины, несмотря на частоту этого явления, при скудности деревенских интересов, составляла своего рода событие. Как только беременность становилась заметной, о ней тут же начинали толковать все соседи, сообщая друг другу, что такая-то «забрюхатела», “понесла“,“стала тяжела“, «ходит на сносях»… Положение женщины во время беременности менялось к лучшему, как правило она освобождалась от тяжёлых работ, но не от работы вообще. В деревнях иногда случалось и так,что женщина начинала рожать за работой в поле, на дворе, на речке во время стирки. Некоторые мужья и вовсе относились к беременным жёнам с полной безучастностью: «Да что сделается от родов бабе? Хоть корова вырасти у ней в пузе – и та выскочит».

В некоторых местах существовало поверье, что роды тем мучительнее и дольше, чем больше народа о них знает. По этой причине, скрытность женщин достигала таких пределов, что они не сообщали о беременности своим мужьям и семейным, пока те не замечали сами. Само наступление родов тоже скрывалось до последнего, лишь в критическую минуту об этом сообщалось самому близкому человеку в семье. По распространённому мнению, есть только два человека, которые могут знать о родах без последствий для роженицы: бабка повитуха и родная мать или свекровь.

Беременной женщине, как олицетворению плодородия, приписывались магические свойства и благотворная сила, с другой стороны, беременность повсюду считалась нечистым временем, т.к в женщине по поверьям в это время присутствуют две души и она близка к границе между жизнью и смертью. «С пузом ходить – смерть на вороту носить». На последних месяцах беременности женщина не могла участвовать в свадебных обрядах, быть крёстной матерью, свахой или дружкой. Участие в похоронном обряде тоже оговаривалось. Считалось, если беременная перейдёт кому-то дорогу, то на того человека обязательно нападут чирьи, если будет присутствовать при чистке колодца, то вода в нём сделается дурной. Много запретов было связано с перешагиванием: запрещалось переступать через оглобли или коромысло, чтобы ребёнок не родился горбатым, через земляные плоды, чтобы не было выкидыша,через острые предметы, чтобы не вызвать тяжёлые роды, запрещалось брать в руки верёвку или вожжи и проходить под ними, чтобы не было обвития пуповины.Нельзя было пинать собак, кошек и свиней, иначе заболят ноги и спина, а у ребёнка будет «щетинка»,“собачья старость» или “кочерга“, по той же причине беременная не должна была мочиться на солому. Не должна находиться на кладбище, подходить к строящемуся дому, выходить из дома после захода солнца. Беременная не должна была заготавливать бельё для ребёнка, т.к считалось, что ребёнок «жить не будет». Не должна есть двойных, сросшихся плодов, т.к могут родиться близнецы. Если беременная при виде падали плюнула, то у ребёнка будет пахнуть изо рта. Запрещалось смотреть на уродов и слепых, чтобы не передать эти недостатки ребёнку.

В крестьянских семьях до родов выбиралось тихое и укромное помещение. Многие роженицы отправлялись рожать в баню, где и проводили первые дни после родов. Некоторые роженицы уходили в баню за несколько дней до родов. Первое время после родов женщины считались существом нечистым «поганым». Во многих местах женщине, до истечения сорока трёх дней после родов, запрещалось ходить в церковь, брать в руки икону, присутствовать на молебне в доме, ходить в амбар, святить хлеб или коров, ходить в гости на праздник, пить освященную воду и т.д. В некоторых местах и члены семейства роженицы тоже считались нечистыми.

Повитуху приглашали в строжайшей тайне, и только при наступлении родовых схваток. При нормальных родах роль повитухи заключалась в том, что она осматривала роженицу, ободряла, готовила к родам, по возможности унимала «бабью муку» - растирала спину, и вводила во влагалище кусочек мыла «для смягчения».

Если же роды продвигались туго, повитуха принимала меры «распаривала» или наоборот охлаждала живот. При этом считалось, что роженицу должно обязательно рвать, для чего её поили рвотным, после этого, потуги должны были пойти сильнее. Чтобы “выправить“ положение ребёнка роженицу часто клали на кадку так, чтобы ноги и голова свешивались, заставляли становиться на четвереньки, скакать с лавки,кувыркаться через голову,плясать на печной заслонке, подвешивали на за ноги на притолоке и т.д. Иногда повитухи заставляли роженицу стоять до самых родов, полагая, что ребёнок свободнее и скорее выйдет, считалось полезным до самых родов таскать роженицу под руки. Вообще, для ускорения затянувшихся родов прибегали к самым разным приёмам. Например, старались испугать роженицу, окатив её холодной водой из ковш, или приглашали постороннего мужика, чтобы он стучал в дверь и ругался на роженицу.

В доме открывали и отмыкали всё, что было заперто. Родственников заставляли набрать в рот воды и через рот повитухи передать эту воду роженице, в церкви распахивали царские врата (при особенно тяжёлых родах). Муж роженицы, а иногда и все домашние расстёгивали и развязывали на себе всё, что только можно.

Присутствие мужа на родах в некоторых местах считалось желательным, в некоторых запрещалось. Действия его иногда носили религиозный характер - он должен был читать молитвы, иногда пассивный – он только расстёгивал на себе всё и переодевался в женское, а иногда муж должен был помогать жене тужиться держа её за плечи, причём он должен был снять с себя штаны или раздеться совсем. В некоторых местах муж брал в руки половой член и приговаривал «Как вошёл, так и выходи». Часто считалось, что муж может облегчит жене муки, если будет кричать и стонать вместе с ней, таким образом он брал часть боли на себя. После родов муж приглашался для того, чтобы «зааминить» промежность, предохраняя её от появления двойни или тройни.

Когда роды наконец заканчивались, и ребёнок появлялся на свет, повитуха заворачивала мальчика в мужскую рубаху, а девочку в полотенце, которое потом вешалось над колыбелькой.Потом перевязывала пуповину или свитыми волосами матери, или льняными нитями, и перерезала пуповину серпом или хлебным ножом, смазывая её деревянным маслом. Если ребёнок рождался «обмершим», его опускали на несколько секунд в холодную воду и били ладонями по ягодицам, а если это не помогало, то делали что-то вроде искусственного дыхания: дули в задний проход, брали ребёнка за ножки и несколько раз опускали вниз головой, вводили в нос гусиное перо, иногда жгли над новорожденным бумагу, читая заклинание, иногда пытались “откричать“ – громко кричали имя отца ребёнка.

Если роды прошли благополучно и ребёнок родился живым и здоровым,приняв его, повитухи приступали к изгнанию последа. Некоторые повитухи «выкликали» детское место, приговаривая «кыс,кыс, кыс», и слегка подёргивали пуповину. В некоторых случаях послед выманивали на сахар, а иногда давали роженице сок из свежего лошадиного кала в количестве двух стаканов. Иногда к пуповине привязывали кочергу, а за другой конец кочерги привязывали собаку, которая таким образом вытягивала детское место. Если послед не выходил через полчаса, это воспринималось как недобрый знак. Если и через час тоже. В этом случае бабки усиленно тянули, и при этом, порой,обрывали пуповину, считая, что в этом случае послед прирос к телу...

С извлечённым последом «постелькой» поступали по–разному. Высушивали и хранили на божнице, используя при лечении болезней или хоронили, причём с соблюдением различных обрядов.
Например, детское место с ломтем чёрного хлеба, яйцом и салом, в лапте с правой ноги, зарывалось в землю, чаще под полом избы, реже под полком бани, во дворе, изредка, в навозе в хлеву или конюшне. Если хотели, чтобы следующим был мальчик, то послед выворачивался, высушивался и хранился на чердаке под святым углом. В некоторых местах от последа отрезали кусок, и потом мать относила его в то место, благодаря которому решится судьба новорожденного, например у лавки – будет торговцем, у церкви – священником. При похоронах последа приговаривали «месту гнить, а ребёнку жить» Если ребёнок рождался в рубашке, то её непременно высушивали и сохраняли, полагая, что она приносит счастье. Её клали в ладанку и носили на шее.

По окончании родов повитуха мыла и чистила младенца, а потом по необходимости правила голову – сжимала, чтобы сделать её более округлой. Исправляла нос, стягивала кривые ноги, если у младенца были припухлые соски, то повитуха высасывала предполагаемое молоко. Чтобы ребёнок был спокоен, повитухи слизывали ребёнку «маковку языком», сплёвывая в левую сторону. Для того, чтобы ребёнок был тих, первый раз его клали на правый бочок, а первое испражнение заворачивали в тряпочку и втыкали в бане под потолок. Купальную воду выливали под рассаду, чтобы ребёнок хорошо рос, чтобы был белотелым, первый раз купали в молодом квасу и коровьем молоке, чтобы был румяным и краснощёким, ягодицы мазали кровью из пуповины. Первую кашу варили на материнском молоке. Чтобы не было прыщей, умывали материнским молоком. Не кормили во время грозы. Мальчиков часто кормили только из правой груди, а девочек из левой. В некоторых местах верили, что в первые три дня молоко матери вредно, а потому давали соску из варёной свеклы и моркови с сахаром, кое где грудь не давали до тех пор, пока младенца не окрестят, и до крестин его кормили сосками из хлеба, баранок и каши. Однако при этом многие крестьянки кормили детей до двух трёх лет, полагая, что в этом случае они не смогут забеременеть.

Тесты на беременность стали популярны в 1978-м году, хотя для определения беременности нужно было целых два часа, и результат часто оказывался неверным. В настоящее время они определяют беременность с точностью 100% на основе проверки уровня так называемого «гормона беременности» - хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) - в моче. До изобретения этих современных тестов женщины издавна прибегали к самым разным способам , но почти всегда для этого приходилось идти в туалет.

1. Пшенично-ячменный тест

Это один из первых тестов на беременность в истории: им пользовались женщины Древнего Египта ещё в 1350-м году до н. э. Нужно было мочиться на семена пшеницы и ячменя в течение нескольких дней и смотреть, что из них раньше прорастёт. Если прорастала пшеница, то ждали девочку, а если ячмень - мальчика. Если же не прорастало ничего, женщина не считалась беременной.

Самое интересное в этом тесте-то, что он действительно работал. В 1963-м году учёные экспериментировали с пшенично-ячменным тестом и обнаружили, что в 70% случаев моча беременных женщин может заставить семена прорасти, в то время как моча небеременных женщин и мужчин не давала подобного результата. Да, древние египтяне были гениальным народом, впрочем, на точность определения пола таким способом рассчитывать не приходилось.

2. Луковый тест

Этим способом пользовались в Древней Греции. Гиппократ, считающийся отцом-основателем медицины, считал, что женщина могла узнать, не беременна ли она, вставив во влагалище на ночь лук или другой сильно пахнущий овощ. Если её дыхание пахло луком на следующее утро, она не была беременна. Идея была основана на том, что матка женщина оставалась открытой, и луковый запах двигался от влагалища ко рту как воздух в аэродинамической трубе. Если же матка закрыта, то никакого запаха не будет.

В 1961-м году один «эрудированный» молодой человек подшутил над своей спящей подругой после пьяного свидания и оставил, как написано в медицинском заключении, «прощальный жест любви», запихав луковицу ей во влагалище. Бедная девушка сразу помчалась в больницу, когда проснулась, решив, что у неё «рак влагалища». Врачи были очень удивлены… а пострадавшая - просто взбешена.

3. Пивной тест

Ещё один способ, практиковавшийся в Древнем Египте. На полу разливали перебродившее пивное сусло, а несчастная женщина, которой надо было узнать о своём положении, должна была сидеть в этой луже. Запах в помещении, наверное, стоял невообразимый, и неудивительно, что тестируемую тошнило. По количеству рвоты и определяли беременность: если много, значит, точно беременна. Этот непрактичный и странный способ, как легко догадаться, основан на отвращении беременных к сильным запахам и склонности к рвоте на ранних сроках.

4. Тест со щеколдой

В 15-м веке женщина при определении беременности мочилась в таз, а затем помещала туда щеколду или ключ (считалось, что щеколда надёжнее) и составляла часа на три-четыре. Затем мочу выливали и аккуратно вытаскивали щеколду: если на дне таза оставался её отпечаток, это означало беременность.

5. Пророки от мочи

В 16-м веке некоторые «эксперты» в Европе уверяли, что могут определить, действительно ли женщина носит ребёнка, по цвету, запаху и плотности её мочи. Некоторые из них смешивали мочу с вином и смотрели на результат. Как ни странно, этот способ не такой уж и глупый, так как алкоголь может вступать в реакцию с белками, присутствующими в моче беременной женщины. Конечно, эти «пророки» не ограничивали своё гадание по моче беременными женщинами, они ещё и «точно определяли», не болен ли человек чем-нибудь.

6. Посмотри ей в глаза…

Врач Жак Гуллемо, живший в 16-м веке, утверждал, что узнать о беременности можно просто взглянув в глаза женщины. Будучи автором знаменитого трактата по офтальмологии, он заявлял, что уже на втором месяце, «глаза беременной женщины становятся глубоко посаженными, с маленькими зрачками, опущенными веками и немного расширенными кровеносными сосудами в уголках глаз».

Доктор был прав только в одном: глаза действительно могут измениться во время беременности, но это повлияет в первую очередь на зрение, а не на внешний вид. Поэтому в наше время многие врачи не советуют приобретать женщинам новые контактные линзы или очки, когда они носят ребёнка.

7. Я видел знак

В самом начале беременности, на сроке примерно от шести до восьми недель, шейка матки, половые губы и влагалище могут приобрести тёмный синеватый или пурпурно-красный оттенок из-за увеличения притока крови к этой области. Этот явный признак беременности, проявляющийся раньше, чем другие традиционные признаки вроде пристрастия к солёной пище и других ненадёжных особенностей, был впервые замечен в 1836-м году французским врачом. Особенность получила название «знак Чедвика» в честь первооткрывателя - доктора акушерства Джеймса Реда Чедвика, представившего своё открытие на заседании Американского гинекологического общества в 1886-м году. Но учитывая, что характерный оттенок половых органов появлялся ненадолго, а кроме того, врачи 19-го века зачастую были слишком чопорны для подобных занятий, маловероятно, что знак Чедвика часто использовался в качестве индикатора беременности.

8. Кроличий тест

В начале 20-го века, несмотря на развитие медицины, тест на беременность делали с помощью кроликов, мышей и крыс. Его разработали в 1920-м году двое немецких ученых, Бернард Цондек и Зельмар Ашхайм. Они открыли наличие в моче беременных женщин гормона под названием хорионический гонадотропин (ХГЧ), вырабатывающегося при беременности и указывающего на наличие оплодотворённого яйца. Мочу проверяемой женщины вводили неполовозрелой крольчихе, а через несколько дней проверяли изменения в яичниках крольчихи, происходивших в случае присутствия ХГЧ. Чтобы узнать результат, крольчих убивали и делали вскрытие.

Как ни ужасны такие эксперименты на животных, они были важными шагами на пути к первому анализу крови, а затем и созданию домашнего теста на беременность. Так что можно поблагодарить всех кроликов, крыс, мышей, лягушек и лук, принесённых в жертву во имя науки.

"Смерть граничит с нашим рождением и наша колыбель стоит в могиле".
Джозеф Холл / Joseph Hall, епископ Эксетера (1564-1656)

В 19-м веке все знали о большой смертности рожениц. И сегодня любая будущая мать волнуется в ожидании родов, а ведь в прошлом риск осложнений был гораздо выше. В жизни молодой женщины едва ли случалось что-то более опасное, чем роды.

Конечно, часть женских смертей во время и после родов была причиной других заболеваний, которые только усугублялись из-за этого. Но ни одна, даже самая крепкая и здоровая женщина не была застрахована от неожиданной смерти из-за рождения ребенка. Они часто умирали, оставляя новорожденного и других детей с овдовевшим мужем.

Только в последнее время из молитвенника Церкви Англии убрали службу "воцерковления женщин, которые недавно родили", которая начиналась с благодарения Богу за "безопасное избавление и сохранение от великих опасностей родов".

Беременность

В 19-м веке беременность внезапно перешла в разряд слишком щекотливых для обсуждения тем. Подобные правила хорошего тона привели к тому, что женщины стали относиться к беременности как к недугу, а викторианские книги о деторождении ставили беременность в одни ряд с "женскими болезнями". Завеса тайны, окружавшая все, что связано с деторождением, усиливала страх неосведомленной женщины 19 века, впервые оказавшейся в "интересном положении". Незнание физиологии собственного тела доставляло ей в лучшем случае неудобства, а в худшем - грозило опасностью.

Большему риску умереть в родах подвергались, конечно, женщины низшего класса. Плохое и несбалансированное питание серьезно ослабляло здоровье беременной женщины. С другой стороны, у богатых дам была другая проблема, имея изобилие питательной пищи, они также употребляли много алкоголя во время беременности, что могло плохо отразиться на здоровье их детей.

Само время родов было очень важно для аристократических семей викторианской эпохи. Многие хотели съездить в Лондон, прежде чем женщины вынуждены будут уединиться от общества на несколько недель перед самими родами, чтобы провести это время с друзьями и близкими. Цель этого путешествия, называемого "выйти в город", была социально мотивирована: необходимо было придать огласке скорое рождение нового члена высшего общества. Дом, в котором они собирались остановиться, должен был быть подготовлен специально для размещения беременной женщины и ее мужа, друзей, семьи, врача и его помощников.

Не все женщины на самом деле совершали поездку в Лондон или в другое место, поэтому многие меняли обстановку своих комнат, чтобы подготовиться к родам в течение нескольких недель уединения. "Сосредоточение" - термин, используемый для описания последних нескольких недель беременности, которые женщина проводила дома в специально подготовленной спальне.

Вплоть до 18 века, когда стали появляться первые родильные дома, почти все люди появлялись на свет в стенах своего жилища. Жизнь человека начиналась в спальне и чаще всего заканчивалась там же. Лишь в начале 20-го века деторождение стало постепенно перемещаться из частного дома в общественные заведения.

В течение 19-го века женщина в среднем рожала шестерых детей, не включая выкидышей и мертворожденных детей. Из-за отсутствия современного медицинского обслуживания, женщины часто страдали из-за осложнений, вызванных послеродовыми разрывами и повреждением половых органов. Последствия этого делали последующие роды еще более болезненным.

Несмотря на то, что уже в 17 веке мужчины получили доступ в родильные покои, профессия повитухи оставалась востребованной вплоть до конца 19-го века, по-крайней мере в сельской местности. Повитуха, как правило, была единственной, кто мог оказать действительную помощь в родах, тем более услуги врача-акушера часто были не по карману женщинам рабочего класса. Повитуха же иногда могла остаться в доме в течение нескольких дней после родов, чтоб присматривать за матерью. Если же даже услуги повитухи были слишком дороги для семьи, то беременной женщине приходилось полагаться на своих родственников и соседей. Они могли, например, вызвать врача, когда встанет вопрос жизни и смерти.

Положением наиболее часто используемым при родах была поза Симса (в честь гинеколога Джеймса Мариона Симса (1813-1883) / James Marion Sims), когда пациент лежит на левом боку, сгибая правую ногу в колене и вытягивая другую. Это положение мешало врачу и роженице видеть друг друга, что позволяло матери сохранить лицо в неловком для викторианских женщин положении.

В 1847 году шотландский врач Джеймс Симпсон / James Simpson впервые использовал анестезию во время родов. До этого единственным обезболивающим средством, известным врачам, было кровопускание. Чтобы облегчить родовые схватки пускали до 50 унций крови...

Использование обезболивающих средств привело к началу новой эры в акушерской практике. Теперь матери могли быть избавлены от адовых мук во время родов. Это также привело к медицинской и моральной полемике, которая длилась в течение нескольких десятилетий. С одной стороны, женщины были обречены страдать из-за "проклятия Евы" и должны были испытывать боли во время родов. С другой стороны, гуманитарные общества отмечали моральные и физиологические причины для контроля и устранения болей при родах. Таким образом, в высшем обществе царило двойственное отношение к обезболивающим препаратам для рожениц.

Например, сама королева Виктория популяризировала хлороформ в качестве обезболивающего при родах, но делала это вопреки стойкому общественному мнению, убежденному, что применять хлороформ значит "поддаваться слабости". Многие ее подданные ставили знак равенства между "состоянием бесчувствия", вызванным виски, бренди, джинном, вином или пивом, и тем, к которому приводил эфир и хлороформ, - и то и другое делает человека мертвецки пьяным, а это неприлично. Как бы то ни было, когда у жены ученого и мыслителя Чарльза Дарвина начались родовые схватки, он усыпил ее хлороформом.

К тому времени, когда люди уже начали понимать, что в спальню к роженице можно занести невидимые микробы, даже если вымыть руки, доктора все ещё отказывались менять свои привычки. В 1865 году Женское медицинское общество обратилось к врачам с просьбой не приходить в родильный покой прямо из анатомического театра. В ответном заявлении журнал "Ланцет" назвал эту просьбу совершенно необоснованной: причиной послеродового сепсиса является вовсе не инфекция, а "состояние ума" женщины, вызванное перевозбуждением.

Как и во времена Тюдоров, женщинам 19-го века не разрешалась вставать после родов с постели: книга "Советы замужней женщине" (1853) рекомендовала молодой матери девять дней лежать на спине и лишь на десятый "на полчаса принять сидячее положение". По истечению двух недель позволялась "сменить спальню на гостиную".

Разумеется, существовавшие в обществе классовые различия проявлялись и в отношении к роженицам. Так, автор ещё одной книги полезных советов викторианской эпохи утверждал: "Совершенно недопустимо, чтобы жена рабочего отлынивала от работы... В этом нет никакой необходимости. Каждый должен нести свою ношу". Женщины трудового класса Великобритании и жены поселенцев Нового Света разрывались между материнскими и супружескими обязанностями. Врачи не рекомендовали беременным поднимать руки выше головы, но в Новой Англии обмазывать глиной потолок и стены в строящемся доме или нуждающемся в ремонте доме считалось женским делом, а для этого нужно было тянуться руками вверх. Даже во время беременности и после родов женщинам из сельских общин волей-неволей приходилось выполнять тяжелую физическую работу.

Источники:
"Английский дом. Интимная история" Люси Уорсли
http://www.loyno.edu/~kchopin/new/women/bcabortion.htmlT