Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа. Основная образовательная программа общего образования. Последовательность действий по введению фгос. режим доступа

Основная образовательная программа - локальный документ, определяющий цели и задачи реализации образовательного процесса, содержание и ступени, планируемые результаты обучения и воспитания детей. Текст программы ориентирован на всестороннее развитие учащихся, формирование общей культуры, а потому служит вектором работы для педагогического коллектива образовательного учреждения. Она:

  • определяет уровень образованности личности;
  • используется в качестве управленческого инструмента;
  • незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
  • позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.

Структура основной образовательной программы

В законе «Об образовании» нет строгого определения образовательной программы, однако достаточно точно обозначено ее место в системе российского образования. Этот управленческий образовательно-правовой документ:

  • самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
  • формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы ;
  • включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.

В контексте отсутствия нормативной трактовки образовательную программу сопровождает двойственность понятия, которое можно рассматривать в следующих аспектах:

  • по отношению к учащимся - она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
  • с точки зрения педагога - документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

Образовательные учреждения реализуют ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности, порядок и характер которого образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. Внеурочная деятельность осуществляется по шести основным направлениям (общекультурное, социальное, оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и туристско-краеведческое) посредством работы секций и клубов, кружковой работы, конкурсов, викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческой и проектной деятельности.


Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о программе развития образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"



Структура образовательной программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Документ структурно делится на обязательную часть, составляющую 80 % текста, и факультативную (20 %), составляемую участниками образовательного процесса.

Целевой раздел Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности.
Содержательный

Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу . В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:

  • программа развития УУД у учеников с учетом формирования необходимых компетенций и задействования различных видов деятельности;
  • программы всех учебных предметов, включая интегрированные;
  • программа коррекционной работы;
  • программа социализации и воспитания по профориентации, социализации, духовно-нравственному развитию, безопасному образу жизни, формированию культуры здоровья и экологии.
Организационный Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план.

Школьная образовательная программа традиционно рассматривается в научно-методическом и нормативно-правовом аспектах и представляет собой обобщенный нормативный документ, положения которого должны в обязательном порядке исполняться. В таком ключе в структуре образовательной программы содержится внутренний образовательный стандарт, который устанавливает важность развивающей направленности учебного процесса и включения в него многочисленных компонентов. Она разрабатывается представителями школьного педколлектива с учетом особенностей ученического и педагогического контингента, согласно требованиям главных потребителей образовательных услуг - детей и их родителей - на базе федеральных стандартов.

Опытные методисты напоминают, что:

  1. Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
  2. Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
  3. Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.

Основная образовательная программа школы - главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития - перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.

Работая над структурой основной образовательной программы , следует помнить, что:

  • при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
  • особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
  • каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
  • к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
  • программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).

Разработка ООП

Работа над созданием основной образовательной программы ведется по нескольким направлениям:

    • нормативное обеспечение - изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
    • организационно-содержательное обеспечение - создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы , которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
    • финансово-экономическое обеспечение - корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
    • кадровое обеспечение - проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
  • методическое обеспечение - планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
  • информационное обеспечение - работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
  • материально-техническое обеспечение - обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.

Права и обязанности разработчиков ООП

Работа над ООП - это не точечный процесс, а непрерывная система действий. Поскольку особое значение придается скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, именно от них зависит и его результативность.

Требования к структуре образовательной программы

Стандарт последнего поколения на первое место выносит достижение не предметных, а компетентностных результатов, потому основой разработки современных образовательных программ становится метапредметный подход, интегрирующий школьное образование, дополнительное и саморазвитие в социальный и прикладной опыт учащихся.

Основная образовательная программа в школе разрабатывается на базе примерной. В построении документа особое значение приобретает оценка образовательных результатов в целом в контексте возрастных особенностей, социализации и метапредметных компетенций школьников. С этой целью при формировании образовательной программы образовательная организация использует технологии рефлексивного, исследовательского и проектного обучения, учитывает технологии консультирования, тьюторской поддержки учащихся.

Целевой раздел ООП: требования к составлению программы

Первый раздел программы содержит три главных составляющих.

    1. Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
  1. Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
  2. В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
  • направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
  • акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
  • осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
  • задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
  • использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.

Содержательный раздел ООП: структура и характеристика

Во втором разделе документа содержатся положения, позволяющие достичь всестороннего развития личности ребенка. Для этого в тексте дается дается характеристика работы учреждения по пяти образовательным областям, перечисляются вариативные способы и методы реализации ООП, ориентированные на индивидуальные и возрастные особенности детей, и принципы коррекционной работы.

В этот раздел авторы вносят всю необходимую по их мнению информацию касательно стимулирования детской образовательной инициативы, культурных практик, внедрения различных видов деятельности, взаимодействия с семьями учащихся и прочих аспектов. Разработчики программы учитывают социокультурные и национальные условия, потребности и интересы учеников, традиции образовательного учреждения, потому в него могут быть включены адаптационные механизмы и методы формирования условий для обучения детей с ОВЗ, принципы проведения коррекционных занятий.

Программа развития универсальных учебных действий - реализует системно-деятельностный подход и позволяет достигать метапредметных и личностных результатов. Она направлена на проектную и исследовательскую деятельность, повышение эффективности усвоения знаний, профориентацию и социальное проектирование. Примерная структура программы формирования УУД выглядит следующим образом:

  1. актуальность программы и ее место среди других ООП;
  2. нормативно-правовая база вопроса;
  3. ценностные ориентиры и задачи документа;
  4. характеристики и функции УУД;
  5. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
  6. типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.

Программы учебных предметов и курсов , которые позволяют в полной мере освоить содержание основного общего образования. Эти документы разрабатываются с учетом требований к освоению ООП и становятся частью основной программы. Структура программ отдельных учебных предметов:

  1. пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
  2. описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
  3. компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
  4. содержание учебного курса, предмета;
  5. тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
  6. необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
  7. планируемые результаты.

Программа социализации и воспитания опирается на национальные и общекультурные ценности (мир, семья, гражданственность, дом, наука, здоровье, природа, искусство) и направлена на получение детьми социального опыта, понимания социальных ролей, норм общественной морали, формирование готовности к выбору профессии, получение установок для ведения здорового образа жизни, экологической культуры.

Программа коррекционной работы - призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:

  1. цели и задачи коррекционной работы;
  2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
  3. система психолого-медико-социального сопровождения;
  4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
  5. планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел ООП: структура документа

Поскольку организационный раздел программы определяет механизмы реализации всех компонентов ООП, в нем отражается практико-деятельностный подход. Третий раздел программы содержит учебный план учреждения и описание системы условий, необходимых для его реализации.

Новые возможности для карьерного роста

Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Учебный план - инструмент реализации требований ФГОС, который регламентирует объем аудиторной нагрузки, структуру и перечень обязательных учебных дисциплин. Важно подчеркнуть, что в структуре образовательной программы может быть не один, а несколько учебных планов (общий и индивидуальные), число которых зависит от контингента образовательного учреждения и потребностей детей, поскольку учебный план школы должен обеспечивать образовательные потребности всех учащихся.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Срок освоения ООП составляет 5 лет, за время которых должно быть проведено от 5267 до 6020 учебных занятий.

В календарном учебном графике чередуется урочная и внеурочная учебная деятельность и плановые перерывы (каникулы). В нем указываются даты начала и завершения учебного года, его продолжительность, каникулярные периоды, сроки проведения промежуточных аттестаций.

Помимо плана урочной деятельности в структуре ООП должен содержаться план внеурочной деятельности, учитывающий потребности и индивидуальные особенности школьников. Дети принимают участие во внеурочной деятельности, которая реализуется по пяти основным направлениям, исключительно на добровольных началах. Учащимся предлагаются занятия в секциях и клубах, кружковая работа, исследовательская деятельности, военно-патриотические объединения, социальные акции, экскурсии и прочее. В документе отражают перечень и структуру направлений работы, механизмы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся.

За 5 лет обучения в плане внеурочной деятельности должно быть не более 1750 часов.

Система условий реализации ООП работает на достижение планируемых результатов при учете организационной структуры ОУ и его локальных нормативных актов. В этом подразделе отражают:

  • имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
  • характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
  • принципы достижения целевых ориентиров;
  • дорожную карту формирования обновленных условий;
  • принципы контроля.

Проблемы проектирования основной образовательной программы

Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который объединяет различные программы воспитания и освоения учебных предметов, социализации, коррекционной работы, развития универсальных учебных действий. Проектируя структуру образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС , разработчики учитывают программно-методическое обеспечение учебного процесса и ориентируются на компетентностную модель выпускника средней школы.

При этом ответственные за разработку документа педагоги нередко сталкиваются с неготовностью и отсутствием должной мотивации для проектирования ООП, а потому вынуждены действовать по привычной для администрации и педколлектива модели, не учитывая или не в полной мере учитывая интересы других участников образовательного процесса, включая учащихся и их родителей.

Немало педагогов отмечают наличие затруднений с проектированием каждого из трех разделов программы:

  • непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
  • учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
  • проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.

Поскольку проектирование ООП на уровне школ осуществляется с нарушениями или вызывает серьезные затруднения, целесообразнее выбрать готовую примерную ООП из госреестра и адаптироваться ее для конкретного образовательного учреждения. Однако и в этом случае на администрацию школы возлагается большая ответственность, поскольку выбору примерной программы должна предшествовать профессионально-общественная экспертиза и тщательное изучение. Директору школы следует оценить кадровые, материально-технические, методические, нормативно-правовые и информационные ресурсы, которые потребуются для реализации выбранной программы.

Привлекая к обсуждению примерной ООП не только коллег-педагогов, но и родителей учеников, директору важно быть готовым к разнице восприятия документа и критериев выбора. Если родители руководствуются доступностью программы для понимания ребенком, соответствием его психолого-физиологическим возможностям, отсутствием негативного влияния на здоровье ввиду переутомления, то учителя акцентируют внимание на степени сложности обучения программе со стороны педагога и освоения программы учениками, соответствии текста возможности достижения планируемых результатов, наличие апробированной системы оценки результатов. Учитывая требования к структуре ООП и специфику ее реализации, администрации школы необходимо взвесить:

  • есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
  • насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
  • готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.

После разработки и утверждения ООП учительский коллектив школы должен принять участие в формировании учебного плана, достигнув желаемых межпредметных связей, целостности содержания образовательного процесса и создания единого учебно-методического пространства. При этом осуществляется соотнесение имеющейся учебно-методической и материально-технической базы требуемой с последующим приобретением необходимых пособий и оборудования.

Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОСи обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Структура основной образовательной программы

ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

    пояснительная записка

    планируемые результаты

    учебный план

    программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

    программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

    программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

    программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

    программа коррекционной работы

    система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

    план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

    система условий реализации основной образовательной программы

Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

    учебный план

    рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

    другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

    программы учебной и производственной практик

    календарный учебный график

    методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Путеводитель по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Основная образовательная программа (ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.

Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результаты освоения ООП, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Результаты освоения ООП, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таблица 1

Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС нового поколения (на основе статьи Тихвинской А.В.) ¹

п.п.

Критерий сравнения

Традиционная система обучения

Система обучения на основе ФГОС нового поколения

Цель образования

Вооружение знаниями, умениями, навыками.

Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире

Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Подход к обучению

Знаниевый

Системно-деятельностный

Основа школьного стандарта

Модернизация отечественного образования (три новации):

1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования;

2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновремнном углублении его практикоориентированности;

3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования

Основная образовательная программа, включающая:

Программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

Программу формирования универсальных учебных действий (УУД);

Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Программы конкретных учебных предметов (КУП);

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

Общественный договор – запрос семьи, общества, государства

Требования к результатам освоения ООП

Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

Результат образования

Знания, умения, навыки

Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях

Роль учителя

Транслятор знаний

Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде

Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности

Роль ученика

Получает готовую информацию

Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Методы и технологии обучения

Доминируют репродуктивные методы обучения.

Частично используются исследовательские, проектные методы

Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии)

Оценивание результата

Оценка в баллах

Комплексная оценка: балловая, портфолио

¹Тихвинская А.В. К вопросу готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. // Сибирский учитель, №1, 2011г., с.38.

Таблица№2

Требования к повышению квалификации кадров при реализации ООП

ООП начального общего образования

ООП основного общего образования

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками.

72

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

2.Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ должна обеспечиваться освоением ими доп. профессиональных программ в объеме не менее 108 часов не реже 1 раза в 5 лет

Таблица 3

Сравнение структуры ООП

Начальное общее образование

Основное общее образование

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

3.Учебный план

4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

5.Программы конкретных учебных предметов (КУП)

6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.Программа коррекционной работы

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел1.Целевой

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел 2. Содержательный

2.1.Программа формирования УУД

2.2.Программа КУП

2.3.Программа воспитания и социализации:

Духовно-нравственное развитие обучающихся;

Формирование экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни;

-социализация и профессиональная ориентация.

2.4.Программа коррекционной работы

Раздел 3. Организационный

3.1.Учебный план.

3.2.Система условий реализации ООП.

Таблица 4

Сравнение структуры программы конкретного учебного предмета (КУП)

Начальное общее образование

Основное общее образование

6.Тематическое планирование.

7.Описание материально – технического обеспечения ООП.

8.Описание ценностных ориентиров содержания КУП.

1.Пояснительная записка: цели ООП с учетом КУП

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения КУП.

6.Тематическое планирование.

7.Описавние материально-технического и учебно-методического обеспечения ООП.

8.Планируемые результаты изучения КУП.

При мерный вариант плана по обеспечению перехода школы

на новый образовательный стандарт

Цель: обеспечить условия для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи:

1.Выявить уровень ресурсной обеспеченности начального общего образования к введению ФГОС.

2.Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС НОО.

3.Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.

программу высшего профессионального образования по направлению...
  • Основная образовательная программа начальной школы

    Основная образовательная программа

    Являются основные образовательные программы и примерные образовательные программы , разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием. Основная образовательная программа (далее – ООП ...

  • Состав основной образовательной программы 7 Приложение 1 Форма титульного листа и листа согласований 25 Приложение 2

    Справочник

    Качество подготовки обучающихся. 4Состав основной образовательной программы В ООП должны присутствовать все пункты. Курсивом... Томск (год) Лист согласований Основная образовательная программа ООП составлена с учетом требований Федерального...

  • Раздел

    Мероприятия

    Планируемый результат

    Срок

    Ответ

    1.Создание организационных условий

    1.1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения

    Наличие совместного плана работы по переходу школы на новый образовательный стандарт

    1.2.Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности

    Модель организации образовательного процесса

    1.3.Организация взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования

    с целью обеспечения внеурочной деятельности обучающихся (при необходимости)

    Наличие договоров на предоставление услуг учреждениями дополнительного образования

    1.4.Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

    Мониторинг мнения социума по вопросам введения новых стандартов

    1.5.Организация работы рабочей группы по анализу ресурсной обеспеченности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

    Наличие объективной информации о ресурсном обеспечении введения ФГОС

    2.Создание нормативно-правовых условий

    2.1.Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по введению ФГОС

    Полный комплект нормативных документов

    2.1.Разработка (внесение изменений) локальных актов:

    Положение об основной образовательной программе;

    Положение о программе конкретного учебного предмета»

    Наличие нормативно-правовых документов ОУ, подготовленных в соответствии с требованиями стандарта

    2.2.Разработка и утверждение основной образовательной программы

    Наличие основной образовательной программы, соответствующей требованиям нового стандарта

    2.3.Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин

    Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

    2.4.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ

    Комплект должностных инструкций, соответствующих ФГОС, новым тарифно-квалификационным характеристикам

    2.5.Издание приказов по ОУ:

    О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС;

    Об утверждении годового календарного учебного графика;

    Об утверждении учебного плана;

    Об утверждении списка учебников и учебных пособий;

    Об утверждении плана внутришкольного контроля по реализации ФГОС

    Наличие приказов, регламентирующих планомерность введения ФГОС

    2.6.Заключение договоров с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования

    Наличие договоров со всеми родителями

    2.7.Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования

    Соответствие системы оценивания стандартам

    3.Создание научно-методических условий

    2.1.Определение списка учебников и учебных пособий

    Наличие списка учебников и учебных пособий

    2.2.Разработка плана методической работы в ОУ; проведение методических совещаний в рамках ШМО классных руководителей, например:

    1.Воспитание воспитателей: подготовка и самоподготовка учителя, будущего учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС.

    2.Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в ходе реализации ФГОС.

    Особенности организации и моделирования внеурочной деятельности по духовно-нрав-

    ственному развитию и воспитанию школьников с учетом требований ФГОС.

    Наличие внутришкольной системы методической работы

    2.3.Приобретение в библиотеку учебно-методической литературы и материалов, в том числе ЭОР, по всем учебным предметам основной образовательной программы начальной школы, основной школы

    Пополнение библиотечного фонда в соответствии со стандартом

    2.4.Проведение открытых уроков по использованию системно-деятельностного подхода в обучении

    Диссеминация опыта лучших педагогов ОУ

    4.Создание кадровых условий

    4.1.Определение готовности педагогов ОУ к введению ФГОС

    Наличие объективной информации о готовности педагогов к работе по новым стандартам

    4.2.Разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками ОУ

    Утвержденный план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих. работников

    4.3.Повышение квалификации учителей по вопросам внедрения ФГОС

    100% педагогических кадров, обученных по ФГОС

    4.4.Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий

    Диссеминация опыта лучших педагогов

    5.Создание финансово-экономических условий

    5.1.Рзработка системы повышающих надбавок учителям начальной школы, работающим по новым образовательным стандартам

    Наличие Положения об оплате труда работников ОУ с внесенными изменениями

    6.Создание материально-технических условий

    6.1.Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм

    6.2.Оснащение рабочих мест учителей начальной школы компьютерной техникой

    Соответствие рабочих мест педагогов требованиям стандартов

    7.Создание информационных условий

    7.1.Открытие Интернет страницы «Новый ФГОС» на сайте школы.

    Реализованный план действий по информированию общественности

    7.2.Публикация серии статей в средствах массовой информации.

    Обобщение опыта

    7..3.Организация администрацией школы «горячей линии» по вопросам введения ФГОС.

    Учет общественного мнения

    7.4.Проведения дня открытых дверей для родителей

    Открытость вводимых инноваций

    7.5. Проведение публичного отчета ОУ о результатах внедрения нового стандарта в школе

    Открытость вводимых инноваций, учет общественного мнения

    Это не что иное, как комплекс характеристик учебного плана, который закреплен законом. Существуют календарный график, оценочные материалы, рабочие программы, нормы дисциплин, а также другие факторы. Все это закреплено в двенадцатой и двадцать восьмой статье закона "Об образовании в Российской Федерации".

    Образование в России

    В нашей стране каждый человек имеет право на образование. Это даже прописано в Конституции Российской Федерации. Образование - это процесс, который подразумевает под собой воспитание и обучение. Он осуществляется лишь по желанию самого человека и общества по закону государства. Основными признаками образования являются именно развитие умственное, духовное, творческое и даже физическое.

    На территории России система образования появилась еще в Средние века. В десятом веке на Руси образование существовало в Киеве и Новгороде. А уже в девятнадцатом веке появилась система образования, которая была более похожа на современную. Со временем процесс усовершенствовался и развивался, с годами образование становилось лишь лучше и качественнее.

    На сегодняшний день образовательная программа состоит из нижеприведенных факторов:

    • нормы образовательной программы;
    • требования государства;
    • программа образования;
    • учебный план;
    • программа учебы, дисциплины, предметов;
    • календарь учебного плана;
    • реализация образовательной программы;
    • материалы, которые обеспечивают реализацию обучения;
    • внеурочная программа;
    • духовно-нравственное развитие;
    • оценки планируемых и достигнутых результатов;
    • прочие материалы, которые помогают обеспечить условия образования;
    • формирование учебной деятельности;
    • обучение экологической культуре.

    Образовательные программы России

    Основная образовательная программа - это та, которая определяет и регулирует цели, задачи и результаты. Она направлена на развитие интеллекта и самой личности. Также основная образовательная программа - это то, что позволяет развиваться человеку не только умственно, морально и нравственно, но и физически в том числе. Она осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

    Для того чтобы разобраться с освоением основной образовательной программы, следует разобраться, какие именно виды программ актуальны в нашем государстве.

    К таким образовательным программам можно отнести: дошкольную программу общеобязательное, среднее полное общее. Также существует начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное. Это все необходимо для повышения профессионализма человека, а также для увеличения уровня квалификации специалистов.

    Основная образовательная программа начального образования

    Что же это такое? Если основная образовательная программа - это то, что содержит в себе основы образования, то что же такое начальное образование? Это первоначальный шаг детей в общем образовании. В ходе начального образования ребенок делает свои первые шаги к формированию личности. Что есть хорошо как для общества, так и для государства. Ребенок получает первые знания и важные навыки.

    Дошкольное образование

    До того как дети начинают посещать школу и получать начальное образование, они также имеют возможность получить Это воспитание. Ведь ребенка обучают чему-либо, что способствует его развитию. За детьми следует присматривать, а также ухаживать. Этот процесс происходит как в семье, так и в детских садах, прочих специализированных заведениях. Поэтому огромное значение имеет то, какие знания и навыки получит ребенок на начальном этапе своей жизни. В этом ему обязано помочь государство.